Стратегия БФУ им. И. Канта в проекте "5-100"

Миссия БФУ им. И. Канта

Идейно миссия БФУ им. И. Канта представляется в виде двух уровней: глобальная миссия университета и региональная миссия университета.

Глобальная миссия университета — формирование ведущего национального университетского центра в новых отраслях и видах деятельности, основанных на прорывных достижениях в области биомедицинских, нейро- и нанотехнологий, задающего технологические стандарты и осуществляющего подготовку высококвалифицированных кадров, конкурентоспособных на глобальном рынке труда.

Региональная миссия университета сконцентрирована на кадровом обеспечении устойчивого развития в эксклавного региона России, с учетом текущего (традиционного) и перспективного (развитие новых специализаций) векторов развития Калининградской области.

Реализовать миссию предполагается посредством развития триады междисциплинарных приоритетов:

  • нанотехнологии;

  • нейротехнологии;

  • биотехнологии;

  • социально-гуманитарные технологии.


«Дорожная карта» структурирована по трем компонентам:

  • научные прорывы;

  • поддерживающая компонента;

  • трансформационная компонента.

Компонентой научных прорывов является поддержка научных коллективов в тесной коллаборации с ведущими зарубежными коллективами. Выделенные коллективы целью своих исследований ставят решение научных задач повестки глобальных научно-технологических вызовов. Планируются к созданию три научных коллектива:

  • метагеномика для новых молекулярных приложений;

  • исследование механизмов работы мозга с точки зрения теории нелинейных динамических систем;

  • разработка уникальных материалов, структур и устройств на установках класса megascience.

Поддерживающая компонента подразумевает подготовку к созданию и поддержке будущих центров междисциплинарной деятельности (ЦМД):

  • Институт живых систем;

  • Центр функционализированных магнитных материалов для биомедицины и нанотехнологий.

  • Новый «гражданин мира»: центр изучения миграции людей и идей.

Поддерживающая компонента обеспечивает транзит результатов, полученных в сфере фундаментальных исследований, в технологическую стадию.

Трансформационная компонента необходима для реализации общесистемных трансформационных мероприятий направленных на:

  • реформирование системы управления университетом;

  • обновление кадрового резерва;

  • разработку программ академической мобильности и т.д.

В рамках данной компоненты в первый год реализации программы конкурентоспособности будут апробированы основные инструменты функционирования ЦМД и активных коллективов.

Основной драйвер изменений - кадровая политика. Главными носителями изменений являются приглашенные специалисты — кадры высшей научной квалификации, приезжающие в регион для работы и жизни.

В основу управления изменениями закладывается форма контракта, приближенная к стандартам международного академического рынка труда и предусматривающая достижение высоких научных показателей при относительного низкой академической нагрузке (до 200 аудиторных часов в год в зависимости от профиля подготовки).

Внедрение системы бюджетирования будет выстроено по принципу «снизу-вверх». Соответствующие мероприятия будут доведены до основных структурных подразделений в виде бюджетных лимитов и связанных с ними показателей результативности. Задача обновления кадрового состава станет сферой ответственности основных структурных подразделений. Риски конфликта интересов и неблагоприятного отбора по модели «претендент-рекомендатель» будут сокращаться за счет следующих механизмов: включения показателя привлечения новых сотрудников в перечень ключевых индикаторов эффективности руководителей структурных подразделений, а также привлечения к реализации кадровой политики членов международного консультационного совета.

Гуманитарное и общественное направления

Опорой для заявленных изменений выступит расширение применения и последующее развитие направлений гуманитарного и общественного знания. Данные направления позволят своевременно выявлять узкие места, возможности и угрозы во внутренней и внешней среде региона и, как следствие, адекватно и своевременно реагировать на них. Кроме того, как и прежде, в приоритете остается популяризация русского языка и культуры во внешнем окружении региона, формирование положительного облика региона и страны. Отдельная роль отводится сохранению и продвижению философского наследия И. Канта, что должно упрочить ассоциативную связь с вузом.

Рисунок 1. Перспективная модель управления университетом

К трансформационным организационным инновациям относятся:

  • Создание международного консультационного совета по конкурентоспособности, основная цель которого - утверждение кадровой политики и аудит ее реализации.

  • Формирование Попечительского совета, главные функции которого будут заключаться в аудите и согласовании инвестиционной политики.

  • Создание Рекрутингового центра по найму российских и иностранных специалистов от получения заявки до оформления в штат, обеспечивающего социальную и профессиональную адаптацию иностранного персонала посредством введения института менторов.

  • Реализация программ повышения квалификации в области управления изменениями для управленческого персонала среднего и высшего звена университета, в том числе руководителей основных структурных подразделений.

  • Реализация подпрограммы PR-мероприятий и продвижения имиджа университета, ориентированной на международную аудиторию, влияющую на формирование международных академических рейтингов.

Весомым фактором трансформации университета станет повышение качества контингента обучающихся прежде всего за счет увеличения входного барьера (минимального до 60 (в среднем) и, как следствие, среднего балла ЕГЭ до 75), необходимого для поступления в университет (уже в 2015 году средний балл ЕГЭ поступивших на бюджетные места составил 71,5), а также за счет внедрения системы сертификационных экзаменов по иностранному языку.

Ориентация на повышение качества образования и требований к процессу и результатам обучения предполагает ряд комплексных мер. В частности, университет продолжит на комплексной основе внедрение проектного и дуального обучения, «электронизацию» образовательного процесса (перенос части процесса обучения в электронную среду). Электронная образовательная среда (moodlе.kantiana и портал балльно-рейтинговой оценки достижений студентов) становится одной из основных площадок реализации образовательного процесса (в режиме онлайн курсов, МООС и др.). В целях обеспечения прозрачности и объективности, преодоления принципа «сами учим – сами оцениваем», выявления лучших и отсечения несправляющихся предполагается дальнейшая «электронизация» и системы оценки промежуточных результатов обучения (компьютерные тесты и задания, письменные задания, виртуальные обучающие лабораторные работы и др.); широкое внедрение балльно-рейтинговой оценки достижений студента; а также «внутренняя интернационализация» образовательных программ на уровне соответствия международным подходам к оценке результатов и привлечение к оценке результатов специалистов-практиков и ведущих ученых. Реализация мер приведет к естественному сокращению заканчивающих обучение в нормативные сроки из-за повышения требований к результатам обучения и их демонстрации в установленные сроки, с одной стороны, и выявлению талантливой молодежи – резерва для продвинутых программ магистратуры и аспирантуры и кадрового резерва университета – с другой.

Стратегическое видение новой модели университета тесно корреспондирует со спецификой регионального развития, что предполагает сохранение фокуса мер по преодолению эксклавности за счет продвижения программ изучения русского языка в странах Балтийского региона, а также реализации сетевых программ и программ международной мобильности совместно с иностранными вузами.