Доступная среда в университете

Доступная среда БФУ им.И.Канта

Территория БФУ им. И. Канта соответствует условиям беспрепятственного и удобного передвижения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов, в том числе имеются специально выделенные места для парковки автотранспортных средств указанных категорий обучающихся.

В БФУ им. И. Канта постоянно ведется планомерная работа по оптимизации материально-технических условий для обеспечения возможности беспрепятственного доступа поступающих, а также обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Одиннадцать корпусов БФУ им. И. Канта, среди которых корпуса №№ 1, 2, 17 (по ул. А. Невского, 14), № 5 (ул. Чернышевского, 56), №№ 7, 9 (ул. Фрунзе, 6 и 9 Апреля, 5) оборудованы пандусами. В семи корпусах университета, например №№ 2, 5 (ул. Чернышевского, 56), №№ 7, 9 имеются лифты или подъемники, адаптированные для их использования лицами с ограниченными возможностями здоровья. В учебных корпусах №№ 2, 28 (ул. Горького, 23), № 32 (ул. Гайдара, 6) имеются санитарные узлы, доступные для маломобильных студентов.

Нормативно-правовые акты, предусматривающие необходимость образовательных учреждений по созданию доступной среды

1. Конвенция о правах инвалидов, принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года (вступила в силу 3 мая 2008 года 132 государства и Евросоюз участвуют в Конвенции) ратифицирована в РФ в 2012 г. (Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»)

2. Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ

Статья 18. Образовательные учреждения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. – утратила силу

Статья 19. Образование инвалидов. Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:

1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;

2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;

3) интеграцию в общество.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают инвалидов и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов.

Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.

Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Статья 2, п.27. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

Статья 5. Право на образование.

п. 1) ч. 5: создаются условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих методов и условия, способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;