Новости

28 Сентября 2017
Наряду с поддержкой ведущих университетов, конкурентоспособных на глобальном рынке высшего образования, Минобрнауки России работает над формированием когорты вузов, способных стать драйверами экономического и социального развития регионов. В начале сентября был объявлен отбор университетов на участие в приоритетном проекте «Вузы как центры пространства создания инноваций». Сбор заявок завершается 1 октября. Планируется, что имена победителей станут известны уже в начале декабря.

Подробнее о цели приоритетного проекта, требованиях к его участникам и ожиданиях от реализации задуманного рассказал директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр СОБОЛЕВ:

— Каким образом новый приоритетный проект связан с другими, направленными на господдержку системы образования?

— Департамент государственной политики в сфере высшего образования отвечает за реализацию целого ряда таких проектов. Напомню только о четырех из них. Есть программа создания и развития федеральных университетов, сегодня их десять. Действует программа, направленная на формирование национальных исследовательских университетов, их сейчас уже 29. Широко известен Проект «5-100», цель которого — вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых рейтингов. В этой работе сейчас участвует 21 вуз. В прошлом году стартовал проект по созданию и развитию опорных университетов, 33 вуза сегодня наделены этим статусом. Для того чтобы создать единую рамку регионального развития для всех этих проектов и запускается новый проект: «Вузы как центры пространства создания инноваций».

— В чем основная цель приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций»?

— Его основная цель — усилить взаимодействие вузов, расположенных в регионах, и региональных социально-экономических систем, создать ситуацию, когда эффективная образовательная организация является драйвером развития территории. В 2018 году планируется создать в субъектах РФ не менее 40, а в 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития в 80 регионах. Такие центры должны обеспечивать формирование привлекательной социальной среды и новое качество жизни, доступ к современным технологиям, создание и развитие в регионах отраслей экономики знаний. Важно, чтобы региональные вузы не только были формально включены в программы и стратегии развития регионов, но являлись бы реальными участниками процессов экономической и социальной трансформации. Не менее важно, чтобы они обеспечивали не просто воспроизводство кадров на местах, но и создавали новые области экономического и социального роста.

— По каким критериям можно оценить, насколько реально и эффективно такое взаимодействие вуза и региона?

— Критерии достаточно просты: это создание новых рабочих мест, новых отраслей экономики, включенность университетов в региональные программы развития, реализация совместных программ вузов, региональной власти и предприятий и так далее. Все это прописано в конкурсной документации. По факту речь идет о том, что мы должны сделать университеты ключевым субъектом экономического и социального развития территорий. И с нашей точки зрения, это новая ситуация, которая потребует и новых управленческих решений.

— Каких именно?

— Например, связанных с активным участием представителей власти региона в формировании стратегии университета, утверждении программы его развития. Примеры, когда губернаторы либо руководители органов исполнительной власти становятся председателями наблюдательных советов университетов уже есть. Их голос является очень важным, а зачастую и определяющим при назначении ректоров, определении стратегических приоритетов развития университетов и т.д. В рамках наблюдательных советов отрабатываются все точки зрения и выбирается наиболее целесообразная. То же касается и бизнеса. Его представители также входят в руководство вузов, помогают создавать базовые кафедры, новые партнерства, участвуют в деятельности технопарков, других крупных подразделений на территории регионов.

— Какие из вузов могут участвовать в проекте?

— Проект открыт для всех. С нашей точки зрения, все вузы должны пробовать свои силы. Надо понимать, что приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» дает университетам новую рамку. В программах развития университетов «5-100» и других есть много направлений: развитие инновационной структуры, наука, создание конкурентоспособных образовательных программ, воспроизводство научных и педагогических кадров, работа с талантами. Но для нас в этом новом проекте важно, чтобы участники сфокусировали свои программы именно на региональном развитии. Это могут быть проекты технологические и социального предпринимательства, студенческие проекты, связанные с созданием стартапов, новые важные инициативы, направленные на взаимодействие с индустриальными партнерами. Хорошие примеры такой работы уже есть в практике опорных университетов, когда региональный вуз, расположенный на территории, традиционно занятой решениями задач сырьевой экономики, запускает образовательные программы и создает стартапы в области сельского хозяйства или туризма. Есть успешные вузовские проекты, связанные с созданием высокотехнологичной медицины, биоинженерии. И все это в регионах, которые, казалось бы, были далеки от подобного. А университет берет и успешно делает нечто такое, чего на данной территории раньше просто не существовало. И в итоге результаты исследований и разработок становятся не только основой новых магистерских программ, но и создают в регионе новую индустрию. Поэтому призываю всех участников предшествующих проектов попробовать свои силы в новом проекте «Вузы как центры пространства создания инноваций». Надеемся, что заявок будет достаточно много.

S2A7030.jpg



— Как именно будет проходить формирование центров инноваций? На базе вузов появятся новые структуры?

— Нет, никакой новой структуры не появится, в данном случае сам вуз становится таким центром. По сути, университет получает новый статус, вслед за чем последуют определенные управленческие и административные решения. На данном этапе дополнительного финансирования проекта не предусмотрено. Однако, такой статус более важен, чем даже те или иные финансовые ресурсы. По мере его продвижения и расширения, а также в зависимости от финансовых возможностей госбюджета ситуация может измениться.

— Должны ли регионы подтвердить свою заинтересованность в том, чтобы их вузы участвовали в этом проекте, а также представить софинансирование для создания центров?

— В документации прописан ряд требований подтверждения заинтересованности в проекте со стороны регионов. В разных регионах уже сейчас найдены очень разные схемы взаимодействия: управленческая, организационная, финансовая т.д. Все зависит от специфики территорий и накопленного ими потенциала. Где-то для реализации проекта по созданию инновационных центров, а по сути — новых форм инновационной экономики власти передают вузам объекты инфраструктуры, созданной на государственные деньги. Например, технопарки, лабораторные корпуса. Где-то используют возможности программы Минэкономразвития России, встраивая вузы в работу экономических и производственных кластеров. — Есть ли ограничения по числу инновационных центров на один регион? — Пока речь идет о том, что в каждом регионе будет не больше одного победителя. Хотя из некоторых регионов уже поступило несколько заявок.

— Если участие в проекте могут принимать все вузы, не случится ли, что участники «5-100», изначально более сильные, чем, например, опорные вузы, окажутся в победителях и тут?

— Известно, что вузы проекта «5-100» ориентированы на международную повестку деятельности, на выход в глобальное научно-образовательное пространство. Нас же в проекте «Вузы как центры пространства создания инноваций» интересует именно региональный разворот. Насколько вуз работает именно на региональную экономику, создает новые рабочие места, открывает новые опытные производства. Главный критерий — каким образом и сколь эффективно выстроено партнерство вузов с бизнесом. Один из примеров такого взаимодействия — Ульяновская область: там мы видим классический университет, который создает базовые кафедры, где происходит обучение магистров, аспирантов, где студенты, научные работники, преподаватели участвуют в проектировании и создании современных самолетов. Кроме этого, там есть огромная производственная площадка и зоны, многие из которых спроектированы с учетом потенциала университета. Именно такая часть регионального взаимодействия и будет оцениваться в проекте. Кстати, на мой взгляд, в ряде случаев вузы «5-100» могут оказаться в очень серьезной конкурентной ситуации, соперничая с опорными университетами, а также с крупными региональными отраслевыми вузами.

— Какие сложности и риски возможны при реализации проекта?

— Думаю, на 2018 год мы должны более четко сформулировать не только требования к участию в этом конкурсе, но и характер преференций и тех новых возможностей, которые повлечет за собой присвоение вузу статуса инновационного центра развития. Сейчас идет детальное обсуждение разного рода вариантов. Возможно, это потребует каких-то нормативных или законодательных шагов. Один серьезных из рисков, с моей точки зрения, заключается в том, что многие вузы не совсем точно оценивают собственный потенциал. Зачастую они его переоценивают. Надо помнить, что в данном проекте есть своя логика достижения показателей: войти в проект достаточно просто, но дальше возникает определенная динамика его реализации, и вузы-участники должны ее обязательно придерживаться. Мы специально ориентируем университеты, на то, что необходимо очень ответственно отнестись к той оферте, которую представляет им Минобрнауки России. Вошедшему в проект вузу предстоит выдерживать серьезный темп работы, добиться успеха на этапе построения не только организационной схемы, но и реальной деятельности в сотрудничестве с региональными властями. Мы должны увидеть, что экономика региона, его социальная среда действительно меняются, благодаря центрам инновационного развития, возникают новые индустрии, увеличивается производительность труда и т. д. Будем оценивать не только динамику улучшения этих показателей, но и факторы, которые характеризуют изменение социально-экономической ситуации в дальнейшем.

— В адрес опорных университетов часто звучат рекомендации быть амбициозными. Сейчас вы предостерегаете их от переоценки своих сил. Как же вузам выдержать правильный баланс?

— Как в любом соревновании, для участия в проекте по созданию инновационных центров надо быть готовым к трудностям. А если это пока не по силам, может, стоит и воздержаться. Подкопить силенок... Это же не участие, когда ты побеждаешь, это лишь принятие предложений. Например вам предлагают поучаствовать в Ironman (серия соревнований по триатлону на длинную дистанцию — прим.ред.). Если вы не способны проплыть 4 км, проехать на велосипеде 180 км и пробежать марафон, а можете только ходить пешком, то, думаю, не стоит соглашаться на участие в этом мероприятии. Но уж если вы готовы все это сделать, — тогда пожалуйста.

Материал подготовлен редакцией 4science​




ВКонтакт Facebook Twitter Mail.Ru

  Возврат к списку

Главная страница