Новости

24 Ноября 2017
Проректор БФУ имени Канта по социальным коммуникациям, социолог, кандидат наук Ефим Фидря рассказал  в интервью kantiana.ru о том, как видит свои задачи на новой должности, почему для университета важно быть максимально открытым перед обществом и как искусственный интеллект может помочь во внеучебной работе со студентами.

- Ефим Сергеевич, вы начинали свою научную карьеру в Магадане, почему вы решили продолжить её на другом конце страны - в Калининграде?

- Основная причина заключалась в том, что в Магадане суровый климат, детям он не очень подходил. Мы встали с женой перед картой страны и стали думать о том, куда можно перебраться. Москва и Санкт-Петербург отпали сразу, потому что не очень хотелось по два часа добираться на работу по пробкам. А Калининград показался нам подходящим для переезда городом - и по размеру, и по инфраструктуре. Немаловажную роль сыграло и то, что он находится у моря. Мы всю жизнь прожили на побережье. Для нас это было важно.
В 2009 мы приехали в Калининград в отпуск, что называется осмотреться, нам здесь очень понравилось? и мы решили переехать сюда насовсем.
При этом ни друзей, ни родственников у нас тут не было. Что касается трудоустройства, то этот вопрос решился довольно быстро. И ректор университета Андрей Павлович Клемешев, и тогдашний проректор по научной работе Геннадий Михайлович Федоров проявили заинтересованность во мне как в специалисте. И вот я уже скоро как восемь лет работаю в Калининграде. Можно сказать, что все это время я развивался вместе с университетом. За эти годы он стал федеральным, начал реализовывать амбициозную стратегию развития, вошел в программу «5-100».

- Вы проводили достаточно много социологических исследований в регионе, расскажите о них подробнее.

- Работа ведется по двум направлениям - внешнему и внутреннему. В 2015 году она формализовалась в виде социологической лаборатории анализа, моделирования и прогнозирования рисков, которую я возглавил. Если говорить о внутреннем направлении, то мы ставили задачу изучать, насколько студенты и преподаватели удовлетворены условиями работы и учебы, каковы, на их взгляд, возможности для научной деятельности, насколько их устраивает учебный процесс и так далее.
Второе направление - внешнее. Это анализ общественно-политических настроений
в регионе. Четыре-пять раз в год мы проводим мониторинг ситуации - пытаемся узнать, как люди оценивают свою жизнь, каковы, на их взгляд, перспективы развития области, как они относятся к государственным институтам, справедливо ли, по их мнению, устроено общество. Иногда мы проводим научно-исследовательские проекты на средства грантов российских научных фондов. Например, у нас был проект по изучению инновационного потенциала области, проект по изучению мотивации предприятий к научно-исследовательским и экспертным разработкам.

S2A1299.jpg



  - С августа этого года вы - проректор по социальным коммуникациям. Какие задачи вы перед собой ставите? Какова общая стратегия?

- Есть три направления деятельности. Это, собственно, общественные коммуникации, внеучебная работа со студентами и аналитика. Всё это неслучайно рассматривается вместе. В сегодняшнем обществе, в современной коммуникативной среде, внеучебная работа со студентами включает в себя коммуникации в социальных сетях и, разумеется, аналитическую работу - то есть изучение динамики социальных настроений как студентов, так и вообще - жителей области. С другой стороны, для эффективного управления внеучебной работой требуется определенная политика, для её разработки требуется аналитическая работа, и так далее. Так что это комплексное направление.
Если говорить конкретно о коммуникациях, то для университета ставится задача максимально открыться, заявить о себе, донести информацию о своих ресурсах и возможностях до максимального числа потенциальных пользователей.

Понятно, что он и раньше не был «вещью в себе». У нас постоянно проходили общественно-важные мероприятия, БФУ им.И.Канта всегда предоставлял площадки для проведения публичных мероприятий и для выступлений разного рода спикеров, в том числе и государственного уровня.
Но, как показали наши исследования, при том, что почти две трети жителей области относятся к университету положительно, всего около 15% хоть как-то осведомлены о том, чем он занимается и что в нём, собственно, происходит. А БФУ им.И.Канта, несмотря на то, что федеральный университет, должен быть драйвером развития, в первую очередь, для региона, он должен превратиться в университетский центр развития социальных и технологических инноваций. Мы должны реагировать и на социальные перемены, и
на изменения рынка труда. Но по большому счету мы сами должны формировать этот рынок, создавая новые ниши - в том числе путем развития и внедрения новых технологий и в экономике, и в социальной сфере. Ну и, конечно, университет должен сыграть свою роль в консолидации общества. Он должен стать сильной дискуссионной площадкой, где обсуждались бы самые важные темы - политические, социальные, культурные.

S2A9835.jpg


Словом, необходимо сформировать новое коммуникативное пространство, наладить связь между различными молодежными группами, между поколениями.
Причем информацию нужно доносить не в каком-то однозначно-декларативном виде, а в форме живого диалога, когда есть возможность задать вопросы и поспорить.
И похоже, что дискуссионный клуб, который создан при университете, с этой задачей справляется. Приглашенные гости вызывают интерес не только у студентов, но и у местных политиков, представителей бизнес-сообщества, популярных блогеров.

И это очень важно, потому что к мнению этих людей общество прислушивается, этих людей читают, им верят. Хочу отметить, что калининградцы со своей стороны живо откликаются на инициативы университета. Например, у местного бизнес-сообщества есть запрос на сотрудничество с нашими студентами, с нашими экспертами. Есть идея создать постоянно действующую экспертно-аналитическую площадку, где мы могли бы общаться, обмениваться идеями и информацией. Есть также запрос на сотрудничество от общественно-политических институтов, в том числе от молодежных. Неудивительно, что происходящие в университете встречи и дискуссии привлекают внимание СМИ и соответственно – их аудитории.

- А в чём заключается внеучебная работа со студентами?

- Это очень большой и крайне важный пласт работы. Он включает в себя и социально-экономическую поддержку студентов, и вопросы их проживания в общежитиях, и выплату стипендий, и поощрение культурно-творческой деятельности. Ведь, если студентам-первокурсникам не дать себя реализовать в научной, творческой, общественной, гражданской, волонтёрской деятельности – они ко второму-третьему курсу теряют мотивацию. Им уже это станет не интересно, и из них получится то самое молчаливое большинство, которое не удастся, что называется, «раскачать» ни на дискуссию, ни на какую-то гражданскую активность, ни на участие в жизни своей страны. И наша задача – постараться не допустить этого, дать молодым людям возможность раскрыться, предоставить стартовые площадки для поиска себя, показать возможные «социальные лифты», проявить себя в тех областях, к которым у них лежит душа.
Важно отметить, что мы стараемся говорить с ребятами на их языке, то есть, языке цифровой эпохи.

Близок к завершению проект, заключающийся в создании диалогового чат-бота в нашем телеграм-канале. Чат-бот работает уже год, с его помощью можно получить разного рода справки, обратиться на прямую линию. А теперь наши студенты-айтишники под руководством департамента информационных технологий делают этот чат диалоговым. Предполагается, что на вопросы в этом чате будет отвечать искусственный интеллект. Причем обучается эта нейросеть, помимо прочего, на основе философских текстов и в первую очередь текстов Иммануила Канта. То есть, этот «Нейрокант» очень интересный междисциплинарный проект, который, надеюсь, получится популярным и функциональным. Ну, а кроме того, это уверенный шаг в будущее, которое, как утверждают, специалисты – за нейросетями.

ВКонтакт Facebook Twitter Mail.Ru

  Возврат к списку

Главная страница