Ирина Кукса: «Стратегическая цель преобразований – подготовка выпускников, способных проектировать новые виды деятельности, решать задачи, которые до сих пор не имели решения!»

Новый учебный год в БФУ им. И. Канта будет особенным. И дело не в том, что сразу несколько учебных корпусов обновили фасады или интерьер. Меняется сама система обучения. С чем связаны эти изменения и как они будут выглядеть на практике, мы спросили у Ирины Куксы, первого проректора-проректора по образовательной деятельности БФУ им. И. Канта.

— Ирина Юрьевна, итак, снова изменения… Чем они вызваны в этот раз?

— Начнём с того, что изменения происходят постоянно: меняется нормативная база, образовательные стандарты, модели выстраивания учебного процесса, формы организации и проведения занятий, не говоря уже о технологиях обучения. Конечно, в определённом смысле от изменений мы уже устали, не успеваешь адаптироваться к одному, тут же на повестке дня оказывается другое…

Но тем не менее мы всё время стремились не отстать от происходящих изменений, при этом критично осмысливая и корректируя под наши условия и ресурсы. Однако позиция «не отстать» для университета уже не имеет права на существование. К нам приходит выпускник школы, абитуриент, который в «старшем звене», в 10-11 классах сам формирует свою образовательную траекторию, выбирая необходимые ему предметы, учится с использованием новейших средств и технологий обучения, создает проекты, прототипы, действующие модели, в том числе и 3D, и так далее. И есть опасность, что университет может не соответствовать ожиданиям такого школьника. Мы же преимущественно погружаем его в традиционную лекционно-семинарскую систему, ограничиваем право выбора и сроков, и содержания, и форматов обучения. То есть ключевой мотив внутренней реформы образовательного процесса, которая принята Учёным советом нашего университета в октябре 2014 года, соответствие не только современным трендам в системе высшего образования, но в первую очередь ожиданиям студента и общества в целом.

Стратегическая цель преобразований — подготовка не только квалифицированных специалистов, но и выпускников, и даже команд выпускников, способных проектировать новые виды деятельности, решать задачи, которые до сих пор не имели решения, создавать современные и более того — опережающие время продукты и услуги, брать на себя ответственность и за проект, и за команду, особенно в ситуации неопределённости и ограниченности ресурсов, постоянно доказывать собственную эффективность реальными результатами, а в случае изменения конъюнктуры — оперативно переориентироваться в соответствии, как это принято говорить, с вызовами времени. Спрос на таких профессионалов велик. Кукса ирина юрьевна

Нельзя сбрасывать со счетов и глобализацию образования. В страну уже пришли «университеты для миллиардов» (типа Coursera), реализующие учебные курсы на русском языке, которые начинают создавать конкуренцию тому, что мы предлагаем студенту. Уже сейчас студенты из России в количественном отношении являются одной из самых многочисленных групп в совокупной аудитории Coursera. Более того, отдельные курсы уже складываются в образовательные комплексы, дополняются системой найма, то есть по сути формируется нечто вроде системы отбора кадров со всего мира.

Ещё одна причина, по которой уже нельзя просто «не отставать», — это происходящая на наших глазах поляризация университетского образования. Складывается чётко структурированная система высшего образования, в том числе за счёт оптимизации вузов, прежде всего «слабых», с одновременным опережающим развитием университетов-лидеров. Предполагается, что бОльшая часть вузов перейдёт на подготовку только по программам бакалавриата и прикладного бакалавриата. Программы магистратуры и аспирантуры смогут реализовываться в ведущих университетах. И именно эта категория университетов будет способна формировать таких профессионалов, о которых шла речь. Для того чтобы удержаться в этой группе ведущих университетов, нельзя останавливаться на достигнутом.

Читать далее


ВКонтакт Facebook Twitter Mail.Ru

  Возврат к списку