Андрей Клемешев: «Филиализация скомпрометировала высшее образование»

Андрей Клемешев: «Филиализация скомпрометировала высшее образование»

Во время последнего сентябрьского визита в Калининград президент России Дмитрий Медведев в числе прочих вопросов обсудил с губернатором области создание в регионе мощной образовательной структуры - федерального университета. Это автономное учреждение, финансируемое в виде госсубсидий и способное создавать малые предприятия. Федеральные университеты могут преподавать по собственным программам. Сейчас в стране два таких университета: Сибирский (Красноярск) и Южный (Ростов-на-Дону). Подобные вузы должны появиться в каждом регионе.

Конкуренция среди вузов вырастет

- Президент одобрил идею, какие шаги последуют дальше?

- Процесс принятия решения многоэтапный, и прежде всего надо разработать концепцию федерального университета - сейчас для этого создана рабочая группа во главе с губернатором Георгием Боосом. В нашем Северо-Западном регионе речь идет о создании сразу двух федеральных университетов, один из которых, вероятно, разместится в Калининграде. И ему уделяется особая роль: университет станет площадкой для диалога высшего образования России и объединенной Европы, будет привлекать студентов, аспирантов и преподавателей. РГУ им. И. Канта уже сейчас работает по этим направлениям: нашими партнерами являются вузы Европы и России, идет взаимодействие - приглашаются преподаватели, наши студенты ездят на стажировки. Но Федеральный университет позволит вывести cотрудничество на другой уровень. Для этого нужна мощная инфраструктура: общежития, жилье для преподавателей и аспирантов. Важной целью федерального вуза будет продвижение русского языка и культуры за рубежом. Наш вуз сделал традицией проведение диктанта по русскому языку в Польше, губернатор выделил премию для иностранных студентов, аспирантов за изучение русского языка и культуры - она будет выражаться в грантах на учебу или стажировку в РГУ им. И. Канта. Ну и, наконец, Калининград - интересная площадка для продвижения современных технологий и развития науки. Сейчас наш вуз уже готов приступить к началу строительства еще не технопарка, но инновационного парка, в который войдут информационно-библиотечный центр, лабораторный корпус со всем новейшим оборудованием и демонстрационный центр (важно показать бизнесу возможности такого оборудования).

- Два существующих федеральных университета возникли в результате слияния крупных вузов региона. Какой путь есть у нас?

- К Рособразованию в регионе относятся РГУ им. И. Канта и два колледжа. Другие два крупных госвуза - вотчина Федерального агентства по рыболовству. Но путей формирования университета много, и какой будет избран - решение федерального порядка.

- При появлении такого крупного учебного учреждения что будет с коммерческими вузами и филиалами?

- Будет расти здоровая конкуренция. На мой взгляд, филиализация, которая произошла в стране, - дикость. Я больше 10 лет работаю ректором и поверьте, даже имея большой запас прочности, вузу сложно открыть филиалы - это огромные вложения. А в съемных аудиториях и с библиотекой из 100 книг качество дать невозможно. Страшно и то, что московские и питерские вузы часто совсем не заботятся о своей репутации в регионах, важно только отношение в своем городе. Но проблема решится: сложная финансовая и демографическая ситуация поставит все на свои места. А вот имидж высшего образования филиализацией мы подорвали и в России, и за рубежом. И опять же одна из задач федерального университета - поднять планку.

Прием в вузы завершат раньше

- Осенью окончательно будут определены правила приема в вузы на следующий год...

- Уже можно говорить о том, что количество волн уменьшится до двух, прием завершим в начале августа. Скорее всего, как и в прошлом году, останется 3 предмета для сдачи, но появятся коэффициенты для профилирующего предмета.

- А как вы относитесь к идее ограничить число вузов для поступления?

- Ситуация, когда абитуриенты подавали документы в десятки вузов - это прежде всего результат нововведений (новое всегда вызывает ажиотаж и панику) и недостатка внимания к профориентации в школах: если бы она проводилась лучше, дети бы не распылялись на экономику, физику и литературу одновременно. И даже если ограничить количество вузов до 5-7, заявления будут подавать по-прежнему в максимум.

- Введение портфолио и обязательного сочинения по литературе для выпускников - как вы относитесь к таким предложениям?

- Это противоречит идее ЕГЭ. Единый госэкзамен ведет к унификации, отсутствию личностного фактора при оценке знаний. А портфолио, куда войдут все достижения ребят, - как это может не влиять на решение? Что касается сочинения, то это не то, о чем стоит сегодня думать. Мы ввели ЕГЭ, схема работает, но ее надо совершенствовать, а не придумывать бесконечные новшества. Да и зачем нужно такое сочинение? Его результаты, скорее всего, подтвердят то, что и так знаем: уровень знания языка падает, мы больше не самая читающая страна в мире. Проблема есть, надо искать ее решение. Мы даже грамотность таким сочинением не проверим, потому как само понятие устарело и требует переосмысления. Кого сегодня можно назвать грамотным человеком: того, кто владеет интернет-языком (а сегодня это огромный пласт), того, кто знает в совершенстве родной язык или владеет несколькими иностранными?

Тему патриотизма эксплуатировали

- Несколько лет в вузе шла реализация нацпроекта «Образование». Каковы итоги?

- По нацпроекту нам было выделено около 375 млн рублей: 80% из них пошло на закупку оборудования, остальное - на повышение квалификации преподавателей. Важнейший итог в том, что благодаря нацпроекту мы сумели мобилизовать ядро кадров, способных обеспечить развитие вуза. Еще год-два, и талантливые преподаватели ушли бы в другие сферы. Нацпроект позволил развивать приоритетные направления: нано- и информационные технологии, экологию, межкультурные коммуникации и т.д. Важна здесь роль и регионального правительства: оно понимает важность развития системы образования. Без помощи губернатора мы не смогли бы построить огромный физкультурный комплекс, инициативой Георгия Бооса было и создание медицинского факультета.

- Сегодня много говорят о патриотическом воспитании, что делает вуз в этом направлении?

- Эту тему долго эксплуатировали и под нее подгоняли формальные акции, чем часто вызывали раздражение. Это важное направление, но реализовывать его надо в новых формах, отдавать инициативу студентам. У нас с успехом проходят самые разные акции, например «Военный рассвет»: наши студенты 22 июня, в День памяти и скорби, на побережье в память о подвиге советских солдат зажгли свечи, спустили на волны траурные венки. Был огромный костер, пели военные песни. Параллельно акция прошла и в нашем вузе-партнере в польском городе Пултуск. В этом же городе 29 октября готовим новое мероприятие: студенты из Калининграда, Польши и Белоруссии почтят память героев, погибших во время Второй мировой войны, минутой молчания, пройдет возложение венков, ребята приведут в порядок мемориал (в Пултуске 16000 захоронений). А завершится акция рок-концертом.

Оксана Сазонова


Персона: А.П. Клемешев, ректор РГУ им И.Канта
ВКонтакт Facebook Twitter Mail.Ru

  Возврат к списку