Аркадий Минаков: пафос консерватизма обращен не в прошлое, а в будущее

Одним из участников прошедшего недавно в БФУ им. И. Канта семинара по развитию гуманитарных дисциплин стал доктор исторических наук, профессор, руководитель центра по изучение консерватизма, директор Зональной научной библиотеки Воронежского государственного университета Аркадий Минаков.

Однако участием в семинаре программа визита известного российского историка в Калининград не ограничилась. Он также прочитал в БФУ им. И. Канта лекцию «Русский консерватизм в исторической ретроспективе» и нашёл время дать интервью, в котором рассказал о том, как религиозная доктрина формирует цивилизационный базис, может ли секулярное общество быть традиционным и почему консерватизм не противоречит идеям прогресса.

- Аркадий Юрьевич, вы уже много лет занимаетесь изучением истории русского консерватизма. Чем обусловлен выбор этого направления?

- Как минимум, двумя причинами. Первая - сугубо научная, академическая. Вторая - связана с общественно-политическим запросом. Начну с академической.

Нужно сказать, что эта тема в 1990-е гг. еще мало была исследована, и, как академическая лакуна, чрезвычайно привлекательна для ученого. Как всегда, белое пятно влекло к себе своей загадкой. Ну, а что касается социально-экономического запроса, то здесь следует вспомнить, что в 1917 году наша страна вошла в стадию социалистического эксперимента. Очень мощный пласт идей, ценностей, политических технологий был реализован на отечественной почве. Проект, тем не менее, завершился крахом в 1991 году, и мы вступили в стадию другого эксперимента - на сей раз либерального. Сейчас можно говорить о том, что в ходе второго эксперимента и в обществе, и в элитах накопилось раздражение и разочарование. Началась обратная реакция. XX век оказался для нас кровавым, катастрофическим, поэтому стабилизирующие идеологии имеют сейчас очень большой спрос.

- Тем не менее, ваша научная деятельность началась с изучения одного из революционных течений.

- Да, когда я в середине 80-х годов учился в Воронежском государственном университете, меня очень интересовала судьба социалистической модели. Хотелось разобраться в её исходных ценностях, механизмах. Я ставил перед собой задачу понять каким образом сформировался строй, который за несколько десятилетий сумел смертельно надоесть большинству сограждан.

Моя кандидатская диссертация была посвящена так называемому нечаевскому делу и истории общества «Народная расправа», т.е. истокам терроризма и того явления, которое называется тоталитаризмом.  Хочу обратить внимание, что знаменитый роман Федора Михайловича Достоевского «Бесы» был основан на некоторых сюжетах нечаевского дела. В произведении весьма подробно описывается идеология и практика «Народной расправы».

Надо сказать, что в советское время исследования, связанные с народниками и вообще - с представителями революционных течений, находившихся вне марксистско-ленинской догматики - особо не поощрялись. И именно поэтому интерес к этим темам был достаточно велик. В условиях крайне жесткой идеологической цензуры многие искали альтернативу существующей генеральной линии в родственных марксизму течениях. То есть, выбор темы был обусловлен моим личным интеллектуальный поиском. В ходе своих исследований я ближе познакомился с той доктриной, против которой выступали подобные Сергею Нечаеву люди, и постепенно именно она стала сферой моих научных интересов.

Читать далее


ВКонтакт Facebook Twitter Mail.Ru

  Возврат к списку