Филолог Денис Ахапкин: «Роботы еще очень нескоро смогут заменить лучших преподавателей»

23 января известный российский филолог, доцент кафедры междисциплинарных исследований в области языков и литературы, руководитель Центра письма и критического мышления Санкт-Петербургского госуниверситета, кандидат филологических наук Денис Ахапкин провел в БФУ им. И. Канта мастер-класс для студентов и преподавателей.

Выглядело это не как занятие, а просто как живое общение - легко, непосредственно, неформально. Студенты-первокурсники разных факультетов - филологи, психологи, историки - вместе анализировали картину Казимира Малевича «Англичанин в Москве» и стихотворение Владимира Маяковского «Уличное».

Трудно представить еще более странные и еще более сложные произведения. Не всякий специалист сразу поймет, в чем, собственно, состоял замысел авторов, что они хотели сказать миру. Тем не менее, студенты предприняли довольно успешные попытки (разумеется, при помощи преподавателя) разобраться в этом. В итоге им удалось прийти к формированию своего собственного, сугубого индивидуального мнения, о картине и о стихотворении. И мнения эти были разные, как и версии о том, насколько «Англичанин в Москве» и «Уличное» связаны между собой.
Кто-то пришел к выводу, что Малевич сильно повлиял на Маяковского, кто-то высказал убеждение, что все было наоборот, а кто-то и вовсе никакой связи между стихотворением и картиной не обнаружил.

Ближе к истине, пожалуй, оказались первые (во всяком случае, версия о том, что картина Малевича повлияла на Маяковского, когда он писал стихотворение, рассматривается в монографии исследователя Джульетты Степанян), однако, по мнению Дениса Ахапкина, важен не конкретный ответ — тем более, что дать его за полтора часа без предварительной проработки источников невозможно, да и вопрос о взаимовлияниях Маяковского и Малевича остается открытым.
Главное, что студентов удалось увлечь, заставить их думать, анализировать, работать в команде. То есть они попробовали на практике отработать приемы, которые могут оказаться не менее полезными, чем знания в профессиональной сфере.

В небольшом интервью kantiana.ru Денис Ахапкин рассказал о том, какие знания университет должен давать студентам, чтобы выдержать конкуренцию на рынке образовательных услуг, почему роботы ещё не скоро заменят учителей и какое место займут гуманитарии в эпоху господства искусственного разума.

- Денис Николаевич, как вы оцениваете прошедший мастер-класс?

- Я очень доволен аудиторией. Мне понравились студенты, которые были открыты и готовы принять предложенные правила игры. Кто-то работал более активно, кто-то менее активно, но в целом всё получилось. Подобные мастер-классы я проводил (по-русски и по-английски) во многих городах - в Санкт-Петербурге, Астрахани, Екатеринбурге, Тюмени, в Вильнюсе, Бишкеке - и хочу сказать, что студенты БФУ им.И.Канта оказались одними из самых активных и интересных слушателей.
Я хотел, чтобы они ушли от каких-то стереотипов, от автоматизма мышления, чтобы сначала просто рассказали, что они видят на картине, а не пытались сразу делать выводы о том, что всё это значит. Давайте сначала увидим детали, предметы, проговорим всё это, а уже потом будем строить концепции и выдвигать версии. Такой подход, как мне показалось, вызвал у студентов интерес, и это главное. Дальнейшая задача преподавателя состоит в том, чтобы не дать этому интересу погаснуть, не дать студенту потерять мотивацию, заскучать.

_S2A3497.jpg

Читать далее


ВКонтакт Facebook Twitter Mail.Ru

  Возврат к списку