Председатель региональной комиссии ЕГЭ по русскому языку Ольга Кочеткова: «Сочинение показывает кругозор человека, его начитанность, гражданскую зрелость»

Вот уже 15 лет, с 2003 года, когда ЕГЭ только вводился как пилотный проект, кандидат филологических наук, доцент БФУ им. И. Канта Ольга Леонидовна Кочеткова возглавляет региональную предметную комиссию Единого государственного экзамена по русскому языку. За эти годы мир был завоеван интернетом и оплетен социальным сетями. Человечество теперь живет в новой цифровой реальности.

 Как это повлияло на знание выпускниками школ русского языка?

     - За 15 лет в этом отношении вряд ли существенно что-то изменилось, за исключением, пожалуй, того, что выпускники последних лет гораздо активнее пользуются интернетом, хорошо владеют компьютерными технологиями, различными гаджетами, и это с одной стороны дает им гораздо больше свободы в доступе к информации, с другой – создает иллюзию обладания ею, что, к сожалению, негативно сказывается на качестве ее освоения, «присваивания». Это опосредованно влияет и на качество владения ими родным языком, на их языковую культуру. Сегодня молодые люди не очень любят и умеют читать большие тексты, им трудно на них сконцентрироваться. Привычка читать лаконичные, «телеграфные», нелинейные интернет-сообщения, часто сопровождающиеся изображением, картинками и не требующие продолжительного и пристального внимания, сделала свое дело: сформировалось «клиповое» - поверхностное чтение. Но хочется верить, что эта тенденция коснулась не всех, - говорит Ольга Леонидовна. - В целом же нельзя утверждать, что современные выпускники хуже знают русский язык, чем их ровесники первого десятилетия двухтысячных или даже советского периода. Они, как и молодежь других поколений, очень разные - читающие и не очень, свободно мыслящие и ленящиеся думать вообще, интересующиеся всем на свете и ограниченные какими-то примитивными увлечениями.

_S2A2838.jpg


Если же говорить о том, что беспокоит во владении школьниками русским языком, то, по словам Ольги Леонидовны, это не столько допускаемые ими орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, сколько затруднения, испытываемые при изложении мыслей.

«Это видно по экзаменационным сочинениям, которые зачастую строятся из заученных, шаблонных фраз. В том же случае, когда ученик пытается уйти от «домашних заготовок» и пользоваться своими словами, это получается не всегда удачно. Кроме того, сочинение показывает, насколько хорошо он понимает адресованную ему речь, ее смысл и содержание, заключенные в ней настроение и эмоции. Иначе говоря, оно многое рассказывает об экзаменующемся как о коммуниканте, о его способности услышать другого человека, понять, о чем он говорит, и вступить с ним в общение – откликнуться на его речь, высказать свои взгляды, поддержать разговор на предложенную тему. А это неизбежно демонстрирует кругозор, начитанность человека, его, если хотите, личностную, гражданскую зрелость».

Как развить эти навыки?

С этим, по словам Ольги Кочетковой, все не так просто. Эти способности формируются с раннего детства и должны совершенствоваться всю жизнь. Их основы закладываются в семье, развиваются в школе и вне ее – в общении, познании мира, формировании мировоззрения. А это значит, что человек является не только объектом воспитания и образования, но и активным деятелем – стремящимся самостоятельно мыслить, читать хорошую литературу, развивать внимание и память, всесторонне образовываться. Так что подготовка к экзаменационному сочинению фактически длится много-много лет – все школьные годы. За несколько месяцев полноценно, если такие умения сформированы плохо, это сделать трудно. За это время можно освоить шаблон сочинения, можно даже понять, как и о чем в нем писать, можно повторить забытые правила и ликвидировать некоторые пробелы в практической грамотности, но научиться непринужденному владению речью, научиться проникать в глубины текстов, размышлять и развернуто высказываться на самые разные темы в такой срок невозможно. Если, конечно, иметь в виду не просто положительные, а хорошие или отличные результаты экзамена.

Ну, а если говорить о сугубо практической стороне вопроса, то руководитель областной предметной комиссии ЕГЭ советует как можно раньше начать готовиться к экзамену, изучив для начала требования к выполнению экзаменационных заданий и критерии их оценивания. Чем лучше школьник поймет, какие знания и навыки он должен показать на экзамене, тем лучше он с ними справится. И в этом ученику должна помочь, разумеется, школа. Ну а школе - вузы. В том числе и наш университет.

_S2A2811.jpg


«Каждый год председатели предметных региональных комиссий ЕГЭ, которыми в большинстве своем являются преподаватели БФУ им. И. Канта, проводят для экспертов обучающие семинары, на которых они осваивают технологию проверки экзаменационной работы. Эксперты ЕГЭ по русскому языку совершенствуют свои навыки в проверке сочинений, учатся их интерпретировать и оценивать в соответствии с установленными критериями. Это обеспечивается целой системой учебно-методических и тренировочных материалов, которые я уже в течение многих лет разрабатываю и которыми готова поделиться с коллегами-экспертами, - рассказывает Ольга Леонидовна. - Кроме того, в течение учебного года мы открыты для индивидуальных консультаций и всесторонней помощи учителям региона, которые испытывают какие-то затруднения при подготовке учеников к экзамену или нуждаются в рекомендациях по проверке сочинения. А для абитуриентов в нашем университете организованы подготовительные курсы, которые работают в разном режиме – долгосрочно, с октября до конца учебного года, по воскресеньям и ежедневно в течение нескольких недель до экзамена, то есть в экспресс-формате. Их ведут опытные преподаватели-филологи университета, сами участвующие в проверке экзаменационного сочинения и хорошо знающие структуру и содержание экзамена по русскому языку в целом».

         По словам Ольги Кочетковой, в содержании и структуре заданий ЕГЭ по русскому языку 2018 года никаких изменений по сравнению с заданиями прошлого года нет. Вообще же за время существования ЕГЭ они претерпели существенную корректировку.

Нужна ли она? ЕГЭ, конечно, небезупречен и в отношении формы, и в части содержания. Он менялся и еще, конечно, будет меняться. Хочется надеяться, что это будерогрессивное движение - в сторону улучшения. Но экзамен все-таки только форма контроля того, чему научила школа, это всего лишь вершина айсберга, он связан со всей системой школьного образования, а вот она, безусловно, требует совершенствования. Многое здесь зависит от личности учителя, от его желания и, разумеется, умения увлечь ребят, научить их увидеть за скучными правилами из учебника красоту родного языка, показать его возможности и силу, а главное привить любовь к нему и помочь осознать, что это наше культурное достояние, что им нужно гордиться, что он нуждается в нашей заботе. Дети должны понимать, что язык и Родина неразрывно связаны, что любить и понимать свой язык - значит любить и понимать свою Родину, свой народ. По большому счету это тоже проявление патриотизма.

        У нас много хороших учителей, но по-настоящему творчески работающих специалистов не хватает, как, впрочем, их не хватает и во многих других сферах. Но для того, чтобы такие люди появились в школах, нужно многое делать, в частности, повышать престиж профессии учителя. БФУ им. И. Канта ежегодно выпускает филологов-русистов, востребованных в сфере школьного образования. В большинстве своем они креативны, увлечены своим профессиональным делом, готовы работать в школе.

_S2A2886.jpg


ВКонтакт Facebook Twitter Mail.Ru

  Возврат к списку