Симуляционная клиника-аккредитационный центр

    Создание симуляционных центров в медицинских ВУЗах – это необходимый шаг приобретения и повышения профессиональных навыков у студентов и врачей различных специальностей. Внедрение симуляционного обучения позволит повысить качество профессиональной подготовки медицинских кадров, следовательно, качество оказываемой ими помощи.

    Министерство здравоохранения и социального развития РФ подготовило ряд документов, регламентирующих создание и использование в обучении симуляционных методик:

  • Приказ Минздравсоцразцития РФ от 15.01.2007 № 30 «Об утверждении порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам»; 
  • Приказы Минздравсоцразцития РФ от 05.12.2011 № 1475 и № 1476н «Об утверждении федеральных государственных  требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессио-нального образования», в которых утверждается обучающий симуляционной курс для ординаторов составляет 108 академических часов (3 зачётные единицы).
  • Письмо Минздравсоцразцития РФ от 18.04.2012 № 16-2/10/2-3902 «О порядке организации и проведения практической подготовки по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского медицинского или фармацевтического образования и дополнительным профессиональным образовательным программам», в котором уточняется, что подготовка по программы послевузовского профессионального образования в интернатуре и ординатуре в соответствии с вышеуказанными приказами осуществляется с 2012/13 г. и к практике могут быть допущены лица, успешно освоившие дисциплины образовательной программы и завершившие обучающий симуляционный курс.
  • Приказ Министерства здравоохранения России №127н от 25.02.2016 "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов"

   Внедрение в практику подготовки выпускников медицинских учебных  заведений, молодых специалистов и в систему непрерывного профессионального развития симуляционных методов обучения является необходимостью и утверждено законодательно.

   Симуляционная клиника – аккредитационный центр является структурным подразделением Центра постдипломного образования и симуляционного обучения медицинского института БФУ им. И. Канта. Симуляционный центр начал активную работу в 2014-2015 учебных годах. В программу обучения многих дисциплин введены занятия в симуляционном центре, которые в значительной мере облегчают процесс обучения.

Симуляционная клиника – аккредитационный центр оснащен реальным медицинским оборудованием и инструментами, комплексом специализированных тренажеров, роботов-симуляторов, манекенов-имитаторов, электронных фантомов, моделей-муляжей, в числе которых:

- роботы-симуляторы новорожденных, детей и взрослых, в том числе, беременных и рожениц, с дистанционным управлением, искусственным интеллектом и системой обратной связи, что позволяет моделировать любые клинические ситуации в педиатрии, хирургии, терапии, акушерстве, гинекологии; отрабатывать навыки оказания помощи как в стационаре, так и в полевых условиях;

- манекены-имитаторы, электронные тренажеры, имитирующие разнообразные физиологические и патологические параметры и состояния, для отработки отдельных навыков, например, ухода за больными, сердечно-легочной реанимации и т.д.;

- лапароскопические виртуальные симуляторы для отработки навыков лапароскопической хирургии.

Симуляционная клиника – аккредитационный центр оборудован по передовым технологиям в соответствии с мировыми стандартами. При обучении курсантов используются самые современные средства и технологии обучения:

- самостоятельное выполнение заданий курсантами без присутствия инструктора (с дистанционным контролем);

- тренировка на виртуальных симуляторах;

- полевые занятия;

- аудио и видео контроль и запись процесса обучения и отработки практических навыков для экспертной независимой оценки;

- on-line трансляция процесса обучения в зал дебрифинга для детального разбора и анализа ошибок;

    

Цель обучения - приобретение практического опыта в симулированной среде.

Освоение в имитационной среде практических навыков и умений, адекватных эффективных действий в стандартных, экстренных и нестандартных ситуациях при организации и оказании медицинской и первой (неотложной) помощи.

Практическая подготовка осуществляется без риска для пациентов и обучающихся в виртуальной среде или имитированной ситуации с применением высокореалистичных тренажеров, симуляторов и роботов-пациентов.


Основными задачами симуляционного обучения являются:

1. Формирование алгоритма оказания помощи при неотложных и критических состояниях, принятия решений.

2. Преодоление у будущих врачей психологического барьера при оказании помощи больному в критическом состоянии.

3. Выявление лидерских качеств среди участников симуляции.

4. Формирование опыта командной работы смежных специалистов.

5. Обучения взаимоотношениям врач - медицинская сестра.

 Полученный опыт работы в команде будет востребован в повседневной работе врача не только в оказании медицинской помощи больным, но и при необходимости – во взятии на себя ответственности за их жизнь.

 

     Принципы симуляционного обучения

 Для эффективного симуляционного обучения необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Разработка и внедрение симуляционного обучения в Федеральный государст-венный образовательный стандарт

2. Перечень необходимых компетенций по специальностям, требующих отработки в симуляционном процессе

3. Модульное построение программы обучения в симуляционном центре

4. Создание условий для одновременного обучения специалистов различных медицинских специальностей, с целью выявления лидерских качеств у обучающихся, формирования навыков командной работы.

5. Разработка объективных критериев оценки симуляционного обучения.

6. Создание реестра специалистов, прошедших симуляционное обучение.

7. Создание системы подготовки преподавателей, инструкторов, обеспечивающих процесс симуляционного обучения.


Правила обучения в симуляционной клинике

     Перед проведением симуляции преподаватель и обучающиеся теоретически обсуждают тематику занятия, возможно проведение тестового контроля знаний, проговаривают алгоритм действий по конкретному диагнозу. Затем каждому курсанту предоставляется возможность отработать алгоритм неотложной помощи при различных состояниях.

    Любое упражнение в тренинге заканчивается  обсуждением, подведением итога, - проведением дебрифинга, который позволяет осуществить система MetiVision.

    Дебрифинг — это обучающий процесс, помогающий участникам размышлять о пережитом опыте, обнаруживать новые интересные идеи, делать полезные для себя открытия и делиться ими друг с другом, прорабатывать повторять и запоминать алгоритм действия. После симуляции студенты просматривают видеозапись, на которой они оказывают помощь тем или иным виртуальным пациентам. Затем курсантам необходимо рассказать, что их удовлетворило в своей работе («похвали себя»), затем они говорят, что, по их мнению, необходимо улучшить в их работе, что бы они в следующий раз сделали по-другому. После этого к обсуждению подключается вся группа по тому же алгоритму (что понравилось в работе коллег, что необходимо улучшить). Итог подводит преподаватель, акцентируя внимание студентов на сильные и слабые стороны в их работе, мотивируя их на дальнейшее обучение. Так проходит анализ всех обучающихся, в результате чего мы получаем не только более четкое понимание алгоритма лечебных мероприятий по той или иной клинической ситуации, но и сами обучающиеся будут определять для себя «зону роста» (то к чему им нужно стремиться, для достижения еще более лучшего результата).

Цель симуляции – применение полученных теоретических знаний на практике.

          Медицинский институт стал участником проекта «Золотой стандарт хирургии».  Партнерами этого проекта являются Калининградская областная клиническая больница, медицинский факультет и клинический госпиталь Варминьско-Мазурского университета (Польша), а реализовался при финансовой поддержке Европейского союза. Основная цель проекта - создание трансграничного Центра повышения квалификации врачей и обучение студентов-медиков в г. Калининграде (РФ) и г. Ольштыне (Польша). В рамках проекта студенты, ординаторы медицинского института посетили симуляционной центр медицинского факультета Ольштынского университета.

        В настоящее время руководителем симуляционной клиники-аттестационного центра является Литвин Андрей Антонович - доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургических дисциплин, член Российского общества симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД), Российского общества хирургов, Российского общества эндоскопических хирургов, Международной ассоциации панкреатологов, Европейского панкреатологического клуба, Международной ассоциации компьютер-ассистированной хирургии, Европейской ассоциации дигестивной хирургии, Международного общества экстренной хирургии, автор более 150 публикаций, в том числе - 2 монографий, 50 статей в журналах (Scopus, Web of Science, РИНЦ), 7 патентов на изобретение и полезную модель.

  Преподавательский состав:

  • Перепелица Светлана Александровна - д.м.н., профессор кафедры хирургических дисциплин;
  • Шитова Елена Сергеевна - к.м.н., ассистент кафедры терапии, ассисент СКАЦ по совместительству
  • Князева Мария Владимировна - ассистент СКАЦ
  • Дубровина Алина Андреевна - ассистент СКАЦ

     Активное участие в работе центра принимают также заведующий кафедрой хирургических дисциплин, кандидат медицинских наук Вайсбейн Игорь Зиновьевич и доцент кафедры хирургии, кандидат медицинских наук Бут-Гусаим Валерий Иванович.


Контакты центра:

Адрес: 236022 Калининград, ул. Боткина 4/6

Тел. +74012595595 доб. 6520

e-mail: simcentrum@yandex.ru

Главная страница