Завершилась неделя науки

11 Февраля 2015

Сергей ГоманВ Центре развития одарённых детей (п.Ушаково) завершилась Неделя науки. Более ста восьмиклассников со всей области в течение 6 дней узнавали, что же такое современная наука. И для этого были организованы сразу 9 разных лабораторий, 6 из которых — при поддержке БФУ им.И.Канта. Это лаборатория пространственного планирования и управления территориями; лаборатория математических методов в криптографии; лаборатория физических процессов; лингвистическая лаборатория; лаборатория биомедицины; астрономическая лаборатория. При этом участники Недели смогли посетить НТП "Фабрика" и Лабораторию геномных и протеомных исследований Химико-биологического института. О результатах Недели и дальнейших планах мы побеседовали с директором Центра Сергеем Гоманом.

— Сергей Станиславович, сначала позвольте поздравить вас с окончанием Недели науки. Наверняка, это мероприятие было нелегко организовать и провести. Сейчас вы какие чувства испытываете: огорчение, что всё закончилось? радость? досаду, что что-то не удалось?

— Хорошее удовлетворение от проделанной работы и благодарность тем, кто принимал участие в подготовке и проведении этой Недели: как ведущие, как учёные, как педагоги, как преподаватели — это титаническая работа всего коллектива. И результат получился хороший, это видно по тем отзывам, которые мы получаем от ребят. И по тем конкретным вопросам, которые дети планируют делать. Например, у них есть желание и дальше посещать Химико-биологический институт, чтобы там был какой-то кружок. Другие хотят продолжить ту работу, которую начали делать в лабораториях на «Фабрике». Т.е. ребята понимают, что неделя не в пустоту ушла, а есть какие-то практические вещи, которые им пригодятся и дальше в жизни. Даже те генетические паспорта, которые они получили после работы в лаборатории, мы им по-хорошему завидовали. Так что всем ещё раз огромное спасибо.

— Вы возглавляете Центр развития одарённых детей. Это означает, что есть дети не одарённые и они вам не интересны?

— Замечательный вопрос. Мы всегда, когда начинаем поток, или общаемся с педагогами в школах, или беседуем с воспитателями, которые приехали работать к нам, говорим: для нас все дети одарённые! Просто одни дети оказались в условиях, при которых смогли проявить свою одарённость (родители постарались, бабушки-дедушки водят по секциям, педагоги в школе или в кружке проявили чуткость и внимательность и т.д.), а другие — не попали или попали позднее, и им ещё нужно время, чтобы проявить свой талант. И чтобы помочь раскрыться всем детям, проявить свой талант, свою одарённость, мы создаём специальные условия: у нас такая образовательная среда, что дети постоянно что-то пробуют, экспериментируют, не стесняясь и не боясь ошибиться. 

У нас каждый день проходят планёрки до 2 ночи, но мы обсуждаем, как ребята отреагировали на того или иного преподавателя, всё ли поняли, были ли претензии. Возможно, какой-то профессор использовал сложную терминологию или рассказывал неинтересно. Мы обязательно утром с ним говорим, чтобы и занятия были эффективнее, и ребята видели, что к их мнению прислушиваются, что что-то меняется. И в ответ ребёнок идёт на контакт и раскрывается. Тот слоган, который родился: "МЕСТО, ГДЕ ХОЧЕТСЯ БЫТЬ. МЕСТО, ГДЕ ХОЧЕТСЯ ОСТАТЬСЯ" — он родился как-то сам по себе, без всяких мозговых штурмов, его сами дети сочинили и подарили Центру. Так оно и есть: по нашему мониторингу, где-то 98% ребят хотят к нам вернуться. Это подтверждают и директора школ. И нас это очень радует, когда дети приезжают во второй, в третий раз. Хотя немного опасаемся, что уже не сможем их удивить, впечатлить…Это своеобразный вызов, и мы его принимаем.

— А вы отслеживаете, каким образом обучение в Центре влияет на ребят?

— Они двигаются чуть-чуть по-другому. Опять же, мы проводим свой мониторинг, и оказалось: участники наших потоков лучше выступают на олимпиадах, успешнее участвуют в разных конкурсах (недавно, например, одна девочка победила в олимпиаде по журналистике МГУ). У ребят есть вера в себя, есть силы. Понятно, что они и сами по себе неглупые дети, у них есть багаж знаний, но у нас они ловят какой-то драйв, веру, что они чего-то стоят. У нас был случай: после смены десятиклассница подошла и сказала спасибо за то, что оказалась в новом коллективе и смогла проявить себя. В школе у них в физико-математическом классе всего 3 девочки, все они сидят на задних партах, потому что доминируют мальчишки. А тут, в новом коллективе, она сама поверила в себя и показала на практике, что может быть и старостой группы в Центре, и организатором. Так что у нас ребята примеряют и новые для себя социальные роли.

— Вы сейчас говорите, что школьники хотят к вам вернуться, а как они к вам попадают?

— Мы существуем всего второй год, открылись в ноябре 2013 года по инициативе губернатора Калининградской области Николая Цуканова. Чуть раньше были определены опорные школы региона по развитию физико-математического и лингвистического образования. В Калининградской области таких на сегодняшний день 35, с этими образовательными организациями мы и работаем. И вот из этих школ в прошлом учебном году к нам в Ушаково приезжали целые классы. Поток длится с понедельника по субботу. Мы проводим два потока в месяц. Одновременно мы можем принять 120 человек, 4 класса, причём классы мы миксуем. Нужно честно сказать, не кривя душой, что в этих классах только порядка 60% учеников заинтересованы в получении математического или лингвистического образования, остальные оказались в этих классах случайно, по желанию родителей и т.д. Ребята честно нам об этом говорили. Но и у них была возможность провести время с толком. Кстати, это нас особенно радует: дети приезжают с хорошей мотивацией получить максимум от потока.

— Это было в прошлом учебном году. В нынешнем что-то изменилось?

— Да, в этом году у нас уже по-другому сформированы потоки. Это ребята, которые получили лучшие результаты по итогам мониторинга. Совместно с областным институтом развития образования разработаны тестовые задания, они разосланы по тем же профильным школам. И там, в присутствии комиссии, ребята эти задания решают. И по итогам составляется рейтинг. У кого максимальные баллы, тех мы приглашаем.

— А каким образом проходят эти потоки? какие у ребят есть возможности?

— Как я уже сказал, поток длится 6 дней. Обучение проводится по модульному принципу. Мы заранее размещаем на сайте эти модули, и ребята выбирают, что хотят изучить. Получается индивидуальный образовательный маршрут, который позволяет им получить дополнительные знания, навыки, которых не может дать школа. И преподаватели отмечают, что дети приезжают и подготовленные, и открытые для новых знаний. Ребята сами выбрали, чем будут заниматься на потоке, и в итоге отдача совсем другая.

— Нельзя не обратить внимание, что вы работаете со школами, у которых физико-математический или лингвистический уклон, но на Неделе науки было две лаборатории из сферы биологии-медицины. Вы расширяете спектр работы или это было только в рамках Недели?

— К сожалению или к счастью, но у нашей страны и региональной образовательной системы в приоритете физико-математическое и лингвистическое образование. Хотя на Неделе науки мы дали возможность ребятам попробовать себя и в химико-биологическом профиле, в биомедицине, и оказалось, что эти направления тоже интересны и востребованы. И мы эти направления реализуем в летних программах. У нас есть специальные летние программы, в прошлом году три из них вошли в ТОП-100 лучших программ отдыха и оздоровления детей и подростков в России. Причём мы три программы подавали, и все три победили, хотя всего было порядка 900 заявок. Это физико-математическая летняя школа; "Лаборатория Z+"; образовательная игра "Янтарный город". И в рамках этих летних программ есть и естественно-научное направление. Дети ждут эти летние смены. И мы надеемся, что и в этом году мы сможем их реализовать.

— А на каком этапе началось сотрудничество с БФУ им.И.Канта?

— С самого начала. Юридически мы были созданы 23 октября, а 24 ноября к нам заехали первые ребята. И конечно, нам нужна была помощь, поддержка. Сначала это были какие-то личные контакты, знакомства, без договорённостей с администрацией вуза. Но через два-три месяца произошла встреча с проректором по науке Артёмом Валерьяновичем Юровым, потом с ректором Андреем Павловичем Клемешевым. Наверное, поворотным моментом стал форум "Янтарные искры-2013". 

Нужно пояснить, у нас ребята во время потока участвуют в балльно-рейтинговой системе: решают рейтинговые задачи и готовят проектную идею. Эксперты эту идею в конце потока рассматривают, делают замечания, и ребята после возвращения домой общаются, идею дорабатывают (причём они же из разных школ и даже городов), и потом доработанную идею присылают нам. И вот на том форуме, когда нашему Центру был всего месяц, ребята показали идею электронной книги для слабовидящих людей. На закрытие форума к нам приезжали губернатор, ректор федерального университета, ректор технического университета. И тогда на эту идею обратили внимание. После форума мы приехали в БФУ. Сначала нас внимательно выслушал Артём Валерьянович, потом он пригласил несколько аспирантов, программистов. Кстати, идея доработана. Даже прототип готов. И вот тогда начался полноценный контакт с университетом, который и позволил в этом году провести Неделю науки, в рамках которой 6 лабораторий из 9 были организованы при участии БФУ. Ребята побывали в гостях и смогли поработать и на "Фабрике", и в одной из лабораторий Химико-биологического института.

— То есть с профессорско-преподавательским составом университета уже сложились партнёрские отношения?

— Не только с профессорско-преподавательским составом. Студенты БФУ работают у нас воспитателями, и от них многое зависит. Они создают и корректируют общий настрой ребят, сглаживают негативные моменты, вступают в личностный контакт. И за это им огромное спасибо. А какой фурор произвела университетская команда КВН! Они в полном составе приехали на закрытие Недели науки, причём сначала посмотрели, что сделали школьники (у них было и приветствие, и домашнее задание), а потом и сами выступили. Дети были в восторге, фотографировались, брали автографы. Так что с нами работают не только преподаватели, но и другие представители БФУ.

— Ну и последний вопрос: понятно, что окончание одного мероприятия означает начало подготовки к другому. Что дальше?

— Мы уже всецело погружены в лето. И летнюю программу мы выстраиваем с университетом. За что отдельное спасибо, в частности, Алексею Зайцеву (заведующий лабораторией «Математические методы защиты и обработки информации» БФУ им. И. Канта— прим.). Он сейчас подыскивает команду, которая будет работать, уже нашёл трёх вип-гостей. Так что есть желание и надежда, что будет здорово. 


ВКонтакт Facebook Twitter Mail.Ru


  Возврат к списку