Геннадий Азоев: мы в ответе за тех, кого выпускаем!

9 Марта 2016

В Институте экономики и менеджмента БФУ им.И.Канта с лекциями побывал Геннадий Азоев, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Высшей школы маркетинга, директор Института маркетинга Государственного университета управления (ГУУ), заведующий кафедрой маркетинга ГУУ. Лауреат премии Правительства РФ, почётный работник высшего образования РФ, представитель РФ в IFEAMA (Токио), член редакционного совета журналов «Asian Management» (Токио), «Маркетинг» и «Маркетинг услуг» (Москва). Научный руководитель маркетинговой исследовательской компании «Сканмаркет».

Помимо чтения лекций, целью его визита в Калининград стало знакомство с магистрантом и аспирантом БФУ им.И.Канта, для которых он станет научным руководителем.

Мы встретились с Геннадием Азоевым после одной из лекций и задали ему несколько вопросов.

 

Геннадий Лазаревич, в нашем университете вы прочитали краткий курс лекций «Маркетинговые исследования как бизнес». Довольны ли вы аудиторией?

Всё было очень адекватно, ребята цепко воспринимают информацию, без инерции. Аудитория была разная, были не только маркетологи, но экономисты и финансисты. И я постарался заинтересовать и их, так как тема связана вообще с повышением IQ человека: уметь анализировать рынок нужно всегда, даже в быту. Так что аудитория хорошая, вопросы были интересные. И вообще я придерживаюсь классического принципа: не бывает плохой аудитории, бывают плохие лекторы.

Можем вас заверить, что обратная связь хорошая, очень понравилось обилие кейсов.

Да, у меня была не классическая лекция, а разбор аналитических маркетинговых технологий на примерах. Помимо того, что я зав.кафедрой и директор института, я ещё и научный руководитель крупной маркетинговой компании, которой уже больше 25 лет. Таких мало в России. Её возглавляют мои выпускники и работают там выпускники. И за это время мы сделали более 500 разных проектов, так что недостатка в кейсах у нас нет. Понятно, что не обо всём можно говорить. Но тем не менее живых примеров много.

Вы уже успели познакомиться со своим аспирантом и магистрантом?

С аспирантом пока нет, а вот с магистрантом успел. Мы отлично поработали, у неё очень хороший уровень подготовки. Её зовут Наталья Климова. Мы обсудили тему исследования, разработали план, определились с методологией.

Тематика региональная?

Да. Вообще,  я сторонник того, чтобы и дипломный проект бакалавра и выпускные квалификационные работы  магистров не выполнялись, так сказать, в воздух. Они должны быть привязаны к конкретным объектам. Объектом её работы будет ТРК «Европа» в Калининграде, а тема сформулирована так: «Управление ассортиментом  ТРК «Европа» на основе  потребительских предпочтений». В такой постановке проблемы есть и элемент новизны, и даже интрига. Выпускная работа должна стать одним из инструментов трудоустройства.

Геннадий Лазаревич, допустим, что это интервью прочтут владельцы бизнесов, которые стоят перед выбором: сокращать или не сокращать маркетологов? Ведь в кризисное время сокращения начинают с них. Можете привести три аргумента, чтобы бизнесмены этого не делали?

У нас в стране сейчас выпускается немало маркетологов, в том числе достаточно слабыми вузами, и далеко не все из них специалисты (как и в других сферах, маркетинг здесь не исключение). Поэтому сразу скажу: избавляться от таких (плохих) маркетологов нужно, причём не только в кризисное время. А вот когда речь идёт о хороших специалистах, перед их увольнением нужно задуматься. Почему? Потому что ситуация кризиса, волатильности, неопределённости — это лучший момент для поиска новых ниш и целевых аудиторий. За кризисом начнётся волна роста (ведь экономика циклична, рост точно будет), и чтобы попасть в эту волну, нужно к ней подготовиться. В чём заключается работа маркетолога в период кризиса? 

Во-первых, в сокращении неэффективных издержек. Маркетолог может очень многое подсказать финансистам. Во-вторых, задача маркетолога — поиск рыночных ниш. Эта работа должна происходить всегда, но в ситуации кризиса структура потребления меняется (что покупают? в какой ценовой категории? и т.д.)и поэтому работа по поиску ниш особенно актуальна. И в-третьих, важно помнить: в маркетинге заключается философия самого бизнеса - ориентация на рынок. Причём — и это особенно важно — с позиции потребителя. Ведь любая компания работает на потребителя, но внутри компании о потребителе думает только маркетолог, у остальных специалистов другие ориентиры и логика. Поэтому маркетологи должны давать некоторые ориентиры и другим подразделениям компании. И если сократить маркетологов, то бизнес начнёт отдаляться от потребителя. И это обязательно скажется на результативности. Но опять же, эти пункты имеют значение, если маркетологи профессиональны.

Кстати, в нашем университете как раз наоборот — создаётся маркетинговое подразделение. Как следует из вышесказанного, вы поддерживаете это административное решение...

Конечно. Более того, все крупные университеты мира имеют такие службы. Они могут по-разному называться, но это неважно. Это нужно всегда. Я недавно был оппонентом на защите кандидатской диссертации, посвящённой продвижению образовательных программ. Это очень актуальная проблема, особенно в сфере бизнес-образования. Бизнес-образование — это бизнес, он не может быть убыточным. Иначе мы не имеем право им заниматься. В чём состоит маркетинг  образовательных программ? 

Во-первых, образование — это процесс, у него есть вход (приём), собственно сам процесс обучения и выход (выпуск). И это три разных маркетинга, они, конечно, взаимосвязаны, но разные. С приёмом  всё понятно: мы хотим привлечь лучших студентов, чтобы на выходе получить отличных специалистов и чтобы наш диплом ценился. Сложнее с процессом обучения: это ведь тоже продукт, у него есть параметры (дисциплины, длительность, преподаватели, материально-технические условия обучения и т.д.). И важно, чтобы студент как потребитель был доволен этим продуктом и транслировал свою высокую оценку. Третий этап — выпуск — тоже понятен: это маркетинг, связанный с трудоустройством и использованием силы выпускников (прохождение практики для студентов, привлечение хороших абитуриентов, заказы краткосрочных образовательных программ и пр.).

Понятно, что маркетинг тесно связан с пиаром. Я бы хотел подчеркнуть вот ещё что: маркетологи должны заниматься конкретными проектами, у которых есть цель и результаты.

И здесь, наверное, важно определиться вот с чем: кто потребитель образовательных услуг? Абитуриент, который впоследствии хочет найти хорошую работу, или министерство образования, которое является учредителем вуза? Или работодатель, которому нужны n-ое количество специалистов с определённым набором компетенций?

Это сложный вопрос. Но нужно помнить: всегда есть оптимум. Его особенно легко искать, когда есть опыт. Я в высшей школе работаю порядка 35 лет и могу сказать: из того, что нам рекомендует министерство, некоторые вещи нельзя не выполнять (например, стандарты), но есть вещи, которые министерство не может предусмотреть для конкретного региона или вуза. Поэтому хорошие университеты должны создавать собственные программы развития. Эти программы должны упираться в три главные вещи: в профессорско-преподавательский состав (кадры), финансовые средства и сам учебный процесс. И что особенно важно: подобные программы развития должны иметь все структурные подразделения вуза: институты и кафедры.

Ещё вы сказали, что учредитель вуза — это министерство. Но на самом деле, учредитель — это народ, а министерство всего лишь посредник.  И нужно быть ответственными перед настоящим учредителем. Мы в ответе за тех, кого выпускаем!

Тогда вернёмся к вашим аспиранту и магистранту в БФУ им.И.Канта: вы готовы нести за них ответственность на расстоянии?

Да, иначе я бы не дал своё согласие. Во-первых, я буду ещё приезжать, это не последний мой приезд в Калининград. Во-вторых, мы уже сделали очень важную вещь: определились с темой и структурой работы, теперь многое они могут и должны делать самостоятельно. В-третьих, есть Интернет, новые коммуникационные технологии я использую и со своими аспирантами в Москве, это быстро и удобно. Это, кстати говоря, один из видов проверки: на расстоянии отчётливее видно, насколько аспирант погружён в проблему и способен ли он погружаться в неё. Далеко не всё зависит от научного руководителя. Знаете, как говорят: для успешной защиты нужны две позиции — диссертация и диссертант. То есть нужна и письменная работа, и умение её представить, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения. Если чего-то не будет, защита не состоится. Думаю, у нас будут и качественные исследования, и грамотные защищающиеся.


ВКонтакт Facebook Twitter Mail.Ru

  Возврат к списку