Гость университета директор "Ленфильма" Эдуард Пичугин: кинематограф всегда был инструментом мягкой силы

19 Мая 2017

Гостем БФУ им.И.Канта стал генеральный директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин. Он встретился с ректором Андреем Клемешевым, но из-за плотного графика не успел посетить университетский Медиацентр. Однако мы успели задать гостю несколько вопросов и узнать не только о цели визита, но и как сейчас устроен кинематограф, чего не хватает этой отрасли и может ли стать Калининград популярной площадкой для съёмок кино.

— Эдуард Анатольевич, ваш визит в Калининград проходит как-то тихо, без СМИ и пиара. Лишь просочилась информация, что вы встретились с главой региона…

— Цель моего визита — сделать подарок ветеранам, для которых мы сделали картину «Три дня до весны». То есть поддержать праздник Победы. Мы создавали этот художественный фильм, исторический, сложнопостановочный, полнометражный (1 час 40 минут), музыка специально писалась (партитура час 10, записывали симфонический оркестр в Мариинке). То есть хорошая, добротная работа, которой давно не хватало по мнению самих же фронтовиков. 

Пока они ещё с нами, хотелось бы задокументировать те события и в художественном плане, причём сделать это интересным для молодёжи образом, но чтобы живые свидетели сказали: «Да, так и было. И спасибо, что экранизировали эту историю так хорошо». Что и произошло. И передать будущим поколениям эту нашу историю, исторические и культурные ценности. За такую работу мало кто берётся, это высочайшая ответственность перед всеми: чтобы не соврать, сделать это не вульгарно и не пошло, но при этом красиво и интересно. 

Был специальный показ, вместе с ветеранами картину посмотрел врио главы области, молодёжь, кадеты — все остались довольны, в интернете очень хорошие отзывы. Это успех, ведь рекламы не было, бюджет небольшой, но тем менее картину взяли 470 кинотеатров (а в стране их примерно полторы тысячи). Картина получилась, её принял зритель в разных регионах. С нашей социальной миссией — поддержкой праздника — мы справились, ведь кинематограф всегда был инструментом мягкой силы.

— Если посмотреть на сайте киностудии, какие проекты в работе, то мы увидим работы в том числе начинающих режиссёров. Ведь это некий риск, если учесть, что кино — это бизнес.

— Да, мы работаем с начинающими авторами. Мало кто этим занимаемся, но мы посчитали, что это миссия государственной киностудии. Если вдруг это талантливо, то ты помогаешь открыться новой звезде, будущему успешному кинорежиссёру. Это работа с молодёжью, преемственность поколений — то, чего в России не хватает. И мы поддерживаем это направление. И результаты есть. Например, сейчас  завершилась работа над фильмом «Птица». Это дебютная работа выпускницы ВГИКа прошлого года Ксении Баскаковой. Фильм  уже 27 наград получил по всему миру.

— Поздравляем вас и Ксению с этим успехом. Но объясните, как сейчас устроен кинобизнес. Мы помним, что раньше были государственные киностудии, были худсоветы, которые решали, какой фильм пойдёт в работу, правильно? А сейчас в центре всего продюсер, который находит деньги и решает, где и с кем снимать фильм.

— Это серьёзный вопрос, у меня есть целый курс лекций во ВГИКе на эту тему. Конечно, раньше была совершенно другая модель кинопроизводства. Существовало такое государственное агентство — Госкино СССР, которое, по сути, было в ранге министерства. В руках этой организации находилось всё: и производство, и прокат. Существовали художественные советы, был так называемый госзаказ. И главное — было в 10 раз больше кинотеатров. Конечно, и страна была больше, и население почти в 2 раза больше, чем в нынешней России. Это была сильная отрасль, прибыльная, было свыше 20 больших киностудий. В конце 80-ых всё стало рассыпаться. Единой сети кинотеатров не стало, появились отдельные предприятия, потом сформировались сети, но они уже частные. Появилась дистрибуция как отдельный бизнес. Появилась профессия продюсера. И собственно производство тоже переформатировалось, оно стало на вершине пирамиды. 

Но в базисе всей индустрии сеть реализации, это как розничные магазины. Кинотеатров не хватает, нужно как минимум в 2 раза больше, чем есть, чтобы появились точки в малых и средних городах. Картины выходят, а до зрителя не доходят. В итоге сейчас в 99% случаев продажа билетов не окупает затрат на производство фильмов. Поэтому отрасль нуждается в дотационной поддержке от государства.  

— Вы подчёркиваете, что студия «Ленфильм» государственная и вы выполняете социальную миссию. В этой связи как отразился на студии фильм «Матильда», который у вас снимался, до зрителя ещё не дошёл, но уже наделал много шума?

— Никак не отразился. Во-первых, чтобы думать о фильме или хотя бы иметь суждение, его нужно посмотреть. Мы его ещё не видели, я его не видел. Я это даже сравниваю с самопиаром, а для автора такая критика выполняет роль рекламы. Многие захотят посмотреть, а что ж там на самом деле снял Алексей Учитель. Это хороший маркетинг. И потом: это не наше производство. Я не продюсер картины, я её не запускал, этим занимается Алексей Ефимович Учитель и несколько продюсеров — это их ответственность перед собой, прежде всего, потом перед обществом, если там что-то не так сделано.

— Раз вы так дистанцируетесь от фильма, то ещё раз вернусь к вопросу о современной сути киностудий. Я правильно понимаю, что студия — это площадка для съёмок и оборудование, которые берутся в аренду продюсером для съёмок. Причём съёмок чего угодно: у вас, например, ВВС снимал свою «Войну и мир», а группа «Ленинград» клин «Экстаз». То есть вы, студия не принимаете решений ни по сценарию, ни по кастингу. Правильно?

— Это разные бизнесы. Да, есть студийный комплекс, в котором и снимаются фильмы или любой другой продукт. Комплекс включает современное оборудование, чтобы его не нужно было арендовать где-нибудь в Европе. Был период, когда у нас мастера ездили в Лондон снимать, в Финляндию, в Швецию, это где-то в конце 90-ых было. Там часто занимались постродакшном [период работы над фильмом, когда съёмки уже окончены и идёт этап монтажа, цветокоррекции и т.д. — прим.], потому что здесь ничего не было. Сейчас всё есть. В прошлом году мы участвовали в создании 165 проектов, в этом году — 190. Но возрождение киностудии проходит через поддержание хороших традиций, включая производство разножанровых фильмов: документальных, музыкальных, короткометражных — разных, включая мультипликацию. Создали творческое объединение «Ленмультфильм».

— То есть «Ленфильм» — это не только студийный комплекс, но и некий продюсерский центр, который сам инициирует съёмки?

—  Да, это другой направление нашей работы. Вот фильм, который я привёз — «Три для до весны» — это наш собственный проект.

— В СМИ как-то промелькнула информация, что вы обсуждали с главой региона планы по повышению привлекательности Калининградской области для кинематографистов. Речь идёт о каком-то конкретном проекте или пока обсуждение возможностей?

— Я напомню, что приехал из-за ветеранов. Но благодаря давней дружбе с Михаилом Юрьевичем Ведерниковым [заместитель полномочного представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе по вопросам развития Калининградской области — прим.] получилось пообщаться и с вашим энергичным главой области. Буквально за один день мы смогли с правительством найти какие-то интересные идеи. Губернатор поделился своей мыслью, как привлечь кинематографистов, дать определённые льготы, в том числе налоговые, но тут ещё нужно доработать нормативную документацию. Я их предупредил, что быстрого эффекта не будет. Нужно создать условия, чтобы кинематографисты здесь арендовали кукую-то технику, а не везли её через границы, чтобы они здесь нанимали людей , здесь формировали съёмочную группу, а для этого нужны профессионалы. Если вот эта база появится, то «Ленфильм» мог бы подставить плечо и сделать точку опоры. Мы можем создать съёмочную базу, как обособленное подразделение, как филиал в Калининградской области. И будем предлагать кинематографистам такую возможность сократить какие-то расходы без ущерба качеству. Нужно будет комплексно заниматься подготовкой кадров по разным специализациям. Аналогичную работу мы провели в Питербурге, там уже есть все команды, и если кого-то не хватает, то приглашаем  на проект. Т.е.  есть понимание, как это сделать, чтобы всё заработало в комплексе и в синергии. 

Здесь синергетических моментов много, если зайти и начать работать, то можно хорошую площадку развить. Экстерьеры здесь особенные, есть своя стилистика, есть интересные объекты, природа уникальная. Это всё может быть интересно кинематографистам. 



ВКонтакт Facebook Twitter Mail.Ru

  Возврат к списку