Результаты исследований БФУ им. И. Канта по иммунологии опубликованы сразу в нескольких авторитетных научных журналах

29 Марта 2018
Двойная защита

Так уж сложилось, что история человечества - это история войн. Причем, войны эти ведутся не только между странами и народами, но и внутри каждого отдельного человека - между его иммунной системой и различными микробами, вирусами, бактериями и прочими непрошеными гостями.

Андрей Гончаров, директор Центра медицинских биотехнологий БФУ им. И. Канта:

«Говоря научным языком, иммунная система - это система органов и тканей, защищающих организм от веществ, несущих чужеродную генетическую информацию».

Можно задаться вопросом: «А зачем защищаться от чужеродной генетической информации? Чем она так страшна?» Но дело в том, что потеря генетической индивидуальности приводит к гибели организма. То есть, если человек умирает - например, от пневмонии - то это означает, что его генетическую индивидуальность победила генетическая индивидуальность пневмококка.

При этом иммунная система, по словам ученого, состоит из двух частей - врожденной и адаптивной. Большую часть атак отражает врожденный иммунитет. Адаптивный (еще его называют - приобретенный) вступает в дело, только тогда, когда первая линия обороны оказывается прорванной.

Отметим, что адаптивная иммунная система представлена высоко специализированными клетками - Т и В - лимфоцитами. Примечательны они помимо всего прочего тем, что, отражая агрессию, сохраняют информацию о контакте с враждебными инфекциями. И, если эти инфекции попытаются напасть снова, ответ будет дан быстро, и окажется он куда более эффективным, чем в прошлый раз. Поэтому эта часть иммунной системы и называется адаптивной.

_S2A0324.jpg

Медиаторы иммунного ответа

Общение между клетками-защитницами осуществляется при помощи цитокинов. Это такие специфические белки, которые могут синтезироваться клетками иммунной системы, а также клетками крови, селезенки, вилочковой железы и другими клетками организма.

Синтезированные цитокины секретируются клетками и вступают во взаимодействие с рецепторами соседних клеток, передавая им, таким образом, разного рода информацию. В частности, они дают команду активизировать какие-либо процессы или, наоборот, их остановить.

Цитокины играют очень важную роль в работе иммунной системы - по сути, это множество микроскопических почтальонов, которые передают важные депеши от одной обороняющейся крепости (клетки) другой. Изучение их функций и механизмов действия является передовым рубежом современной молекулярной биологии и иммунологии.

Ученые всего мира стремительно накапливают знания об этих белках. Если в начале 80-х годов прошлого века было известно около полутора десятков видов цитокинов, то теперь описано почти две с половиной сотни.

Коллектив Центра медицинских биотехнологий БФУ им. И. Канта в течение пяти лет занимается изучением эффектов, которые отдельные группы цитокинов оказывают на клетки иммунной системы.

За это время вышло несколько статей в самых авторитетных научных журналах. В последние время публикации были размещены в таких изданиях, как International Immunopharmacology, Cellular Immunology, Frontiers in Immunology.

_S2A0375.jpg

_S2A0334.jpg

Расширить спектр применения

Суть этих исследований весьма специфична и вряд ли может быть до конца понятна неспециалистам. Зато даже далекому от иммунологии человеку ясно, насколько они важны. Ведь с помощью новых знаний можно эффективней лечить серьезные недуги.

В частности, цитокины используются в качестве лечебных средств при опухолевых, аутоимунных, инфекционных и аллергических заболеваниях.
В научных работах Центра медицинских биотехнологий исследовались различные виды цитокинов.

Например, одна из последних опубликованных статей (она увидела свет в 2018 году) посвящена такой группе, как гемопоэтины. Исследования калининградских ученых впервые показали, что они играют значимую роль в регуляции адаптивного иммунитета, оказывая прямое влияние на функциональную активность Т-клеточных субпопуляций.

- Существует целый ряд препаратов, изготовленных на основе гемопоэтинов, - говорит один из авторов статьи Владимир Малащенко. - У них есть вполне определенный спектр применения. Наши исследования позволяют его значительно расширить. Ознакомившись с ними, производители лекарств, могут пополнить список болезней, при которых они рекомендуют использовать тот или иной препарат или могут создать какие-то модифицированные версии лекарств.

Индивидуальная терапия

Все научные работы, по словам Андрея Гончарова, проводятся на оригинальной экспериментальной модели предложенной профессором БФУ им. И. Канта Виктором Селедцовым. Эта модель позволяет оценить функциональную активность клеток, отвечающих за иммунную память. Важно отметить, что модель не абстрактная, а совершенно «живая», она представляет собой комплекс разного рода клеток, на каждую из которых можно воздействовать разнообразными цитокинами. Андрей Геннадьевич отметил, что в планах у Центра медицинских биотехнологий разработка лейкоцитарного препарата для лечения опухолевых, воспалительных и иммунных заболеваний.

- Допустим у вас болит сустав, - предлагает представить руководитель Центра. - Мы берем у вас кровь и выделяем из нее лейкоциты, которые содержат лимфоциты, нейтрофилы и другие клетки. После этого мы добавляем в полученный материал тот или иной интерлейкин (вид цитокина. - Прим. ред.) в зависимости от того какого рода реакцию мы хотим получить - если рассчитываем иметь противоопухолевый эффект, то добавляется один интерлейкин, если - противовоспалительный, то другой. Затем готовый препарат вводится больному. Это фактически персонифицированная, индивидуальная терапия. Подобного рода разработки уже проводятся в мире, но мы, наш Центр, имея мощную лабораторную базу, серьезный интеллектуальный и методический задел, вполне можем оказаться в авангарде этих исследований. Основной вопрос здесь - это вопрос финансирования.

_S2A0341.jpg

СТАТЬИ

Maksim Evgenievich Meniailo, Vladimir Vladimirovich Malashchenko, Vyacheslav Anatolievich Shmarov, Natalia Dinislamovna Gazatova, Olga Borisovna Melashchenko, Andrei Gennadievich Goncharov, Galina Viktorovna Seledtsova, Viktor Ivanovich Seledtsov. International Immunopharmacology
Volume 56,   In Progress   (March 2018)  Pages 217-221

Malashchenko, V.V.,  Meniailo, M.E.,  Shmarov, V.A.,  Gazatova, N.D.,  Melashchenko, O.B.,  Goncharov, A.G.,  Seledtsova, G.V.,  Seledtsov, V.I. (2018). Direct anti-inflammatory effects of granulocyte colony-stimulating factor (G-CSF) on activation and functional properties of human T cell subpopulations in vitro. Cellular Immunology

Meniailo ME, Malashchenko VV, Shmarov VA, Gazatova ND, Melashchenko OB, Goncharov AG, Seledtsova GV, Seledtsov VI.

Int Immunopharmacol. 2017 Sep;50:178-185. doi: 10.1016/j.intimp.2017.06.023. Epub 2017 Jun 28.

Front Immunol. 2017 Apr 6;8:409. doi: 10.3389/fimmu.2017.00409. eCollection 2017.

ВКонтакт Facebook Twitter Mail.Ru