Андрей Володин: в будущем термин «цифровые гуманитарные науки» станет плеоназмом, потому что других просто не будет

13 Ноября 2017
В БФУ им.И.Канта состоялась Осенняя школа по гуманитарной информатике - международный форум молодых исследователей, занимающихся междисциплинарными исследованиями в области гуманитарных наук (история, философия, филология, лингвистика, искусство, информатика и др.). Участие в работе школы приняли молодые специалисты – студенты и аспиранты - по моделированию исторических процессов, эконометрике, разработке компьютерных игр, компьютерному анализу текстов, а также специалисты, использующие в своей работе базы данных, геоинформационные системы, программы трехмерного моделирования. 

Елена Баранова, директор Центра социально-гуманитарной информатики БФУ им.И.Канта:
«В рамках работы школы мы предложили участникам мастер-классы, семинары и лекции ведущих ученых по самым актуальным темам - технология оцифровки трехмерных пространственных данных, историко-ориентированные системы в контексте Digital Humanities, компьютерные игры в современной культуре, веб-картография и геоинформационные системы в гуманитарном знании, академическая интернет-эвристика, компьютерная лингвистика.
Мы постарались охватить разнообразные направления гуманитарного знания как по хронологии и географии, так и содержательным направлениям: историческому, математическому, филологическому, философскому и т.д. Старались дать ответы на вопрос, что происходит с объектом изучения социальных и гуманитарных наук при обращении исследователя к методологии и инструментарию информационных и математических наук? Как влияет на получение нового знания в гуманитарных науках, обращение к методам математического моделирования?» 

_S2A7611.jpg

Ирина Кукса, первый проректор – проректор по образовательной деятельности БФУ им.И.Канта: 

«Развитие гуманитарных цифровых технологий в диджитал-эпоху – это один из важнейших приоритетов университета. Не так давно в БФУ им.И.Канта выступал Герман Греф, который говорил о необходимости знаний о нейросетях, искусственном интеллекте и блокчейне любому современному человеку. Понятно, что это заявление отражает и те насущные вызовы, с которыми мы с вами сталкиваемся или столкнемся в ближайшем для нас будущем. Поэтому мы в университете для студентов гуманитарных направлений организовали образовательный модуль, который назвали «Диджитариум», чтобы ребята имели представление о том, что творится происходит в рамках этой новой цифровой реальности. Мы все понимаем, что определённый разрыв между тем, что происходит в мире, и тем, что мы делаем в университете, существует. Поэтому актуальность проведения школ и семинаров, которые посвящены цифровым технологиям, в том числе и в гуманитаристике, трудно переоценить». 
Ирина Кукса.jpg

_S2A7605.jpg


Татьяна Цвигун, директор гуманитарного института 

«Школа, как никакой другой формат, объединяет в одном месте два времени, две эпохи и разные поколения, потому как формат школы – это формат диалога. С одной стороны, это диалог горизонтальный, однопоколенческий, с другой стороны, это формат вертикального диалога, когда есть профессионалы, которые готовы делиться своим знанием с теми, кто только вступает в эту новую научную жизнь. 
Школа цифровой гуманитарстики – это  целая вереница событий, мастер-классов. Всего у нас будет порядка сотни участников, так что в эти дни, в одном пространстве и в одно время объединятся все те, кому интересно не столько даже наше настоящее, сколько будущее. Мы с вами понимаем, что будущее в сфере гуманитаристики, это в том числе и будущее, связанное с новыми технологиями обработки информации». 
Цвигун Татьяна Валентиновна

В рамках программы Осенней школы по гуманитарной информатике 9 ноября 2017 года доцент кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова Андрей Володин провел мастер-класс на тему «Зонтичное понятие и вызовы междисциплинарности в контексте цифрового поворота».

_S2A7621.jpg

Андрей Володин:  
«Можем ли мы сказать, что Digital Humanities – это самостоятельная дисциплина? Спор ведется 15 лет и пока однозначного ответа нет. С другой стороны, нам ясно, что это не просто россыпь методов. Сейчас есть ощущение, что общие тенденции наметились, и главная дискуссия состоит в том, в чем же дисциплинарность. Большая часть гуманитариев выступает против того, что в центре остаются информационные технологии, но в действительности это не совсем правда, потому что информационные технологии активно адаптируются, они решают задачи. С другой стороны, постепенно произошел переход. Сегодня терминологически исследователи отходят от знакомого всем термина «Digital Computing» и переходят к Digital Humanities, это связано с тем, что речь стала уходить от платформ, на которых ученые работают9, к идеям управления цифровыми архивами, которые поставили реальный вызов перед гуманитарными дисциплинами. 
В 2016 году впервые отметили, что в будущем термин «Digital Humanities» наверняка будет плеоназмом и говорить «цифровые гуманитарные науки» станет незачем, просто потому что других не будет. С течением времени это становится все более очевидным. Давайте рассмотрим пример: историк считается специалистом, который может и умеет работать с бумажными архивами, но при этом он все равно обязан оцифровать свои материалы даже для того, чтобы представить их затем в своих статьях, он не может просто описать свои наблюдения. По сути мы следуем за ростом производительности машин, и сегодня все чаще говорят о наличии платформ, когда на основе одной из них мы в состоянии решать большое количество научных гуманитарных задач».


ВКонтакт Facebook Twitter Mail.Ru

  Возврат к списку