Прием 2018: цифровое будущее за инженерно-техническими кадрами

12 Июля 2018
В разгаре приемная кампания 2018. В приемной комиссии университета абитуриенты со всех концов России и многих стран мира. Один из самых востребованных институтов – инженерно-технический. О том, почему за инженерами будущее, как проходит современная подготовка специалистов по машиностроению и судостроению и почему нужно выбирать инженерное дело, рассказывает директор инженерно-технического института, профессор, доктор технических наук, Почетный гражданин Калининграда Сергей Иванович Корягин.

 — Сергей Иванович, в БФУ им. И. Канта большая конкуренция между образовательными программами. Абитуриенты выбирают из огромного спектра направлений – расскажите, пожалуйста,  подробнее о вашем институте

— Основная цель нашего института - подготовка технических кадров для потребностей экономики региона и страны в целом. Важным для себя считаем развитие в институте системы непрерывного образования – мы предлагаем поступающим программы от среднего профессионального образования до программ подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, выполняющих научные исследования по заказу организаций и предприятий.

Миссия института - подготовка техников, бакалавров, магистров в области транспорта, машиностроения, технического сервиса, а также кандидатов и докторов наук в области прочности конструкций на базе интеграции научных исследований и образовательного процесса. Кроме того, наша важнейшая задача инициировать и координировать крупные региональные научно-технические проекты в области транспорта и машиностроения, во взаимодействии с ведущими российскими и зарубежными техническими вузами, среди которых: Рижский институт транспорта и связи; Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет; Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана; технические вузы Германии, Белоруссии, Болгарии и др.

_S2A0686.jpg


Важнейшая задача любого образовательного подразделения – обеспечение учебного процесса кадрами, и у нас сегодня работают 9 докторов и 10 кандидатов технических наук. Исследователи института работают над актуальными научными проблемами, так, например, группой ведущих ученых института сформулирована и активно развивается перспективная научная тема «Развитие методов цифровой экономики на основе гибридного вычислительного интеллекта». Результаты их работы уже получили международное научное признание.

По словам Президента РФ Владимира Путина, формирование цифровой экономики - вопрос национальной безопасности РФ. Методологической основой цифровой экономики  являются разработки в области искусственного интеллекта и интеллектуальных систем управления и принятия решений, позволяющие существенно повысить эффективность управления. Этому вопросу большое внимание уделяет и правительство Калининградской области, более того губернатор региона Антон Алиханов является членом Совета по развитию цифровой экономики в Совете Федерации.

В указе Президента РФ «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» от 01 декабря 2016 года № 642 отмечается переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.

В связи с этим уже несколько лет учеными инженерно-технического института БФУ им. И. Канта совместно с ведущими учеными Санкт-Петербургского национального политехнического университета имени Петра Великого развивается прорывное научное направление в области искусственного интеллекта под названием «Гибридный вычислительный интеллект». Цель исследовательской группы - создание перспективных интеллектуальных систем управления и новых типов программного обеспечения. Работы ученых института в этой области представлены в монографии «Гибридный вычислительный интеллект. Основы теории и технологий создания прикладных систем» и были названы «Новой прикладной библией искусственного интеллекта» известным ученым с мировым именем в области искусственного интеллекта Yoav Shoham (Professor of Computer Science Stanford University).

Отмечу, что в подготовке этой научно-исследовательской работы активное участие принимают студенты инженерно-технического института: Медведева Анастасия, Васильева Валерия и другие, имеющие на данный момент несколько серьезных научных публикаций по данной тематике, проиндексированных в базе SCOPUS и Web of Science. Студенты Савина Юлия, Думброван Мария, Салова Элина и Аполлонова Татьяна стали победителями Всероссийского конкурса «Интеллектуальные транспортные системы». Конкурс проходил на базе ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева».

-_S2A0021.jpg


— Как бы сформулировали – в чем преимущество обучения именно в нашем институте? Какие новые формы обучения вы используете?

— В образовательном процессе мы активно используем электронное обучение и онлайн курсы, которые позволяют вывести процесс формирования ключевых компетенций инженера на качественно новый и современный уровень. В основу образовательного процесса в институте положена идея дуального обучения – это форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение (30%-40% учебного времени) и обучение на производственном предприятии (60%-70% учебного времени). Таким образом университет  и предприятие несут равную ответственность за качество подготовки кадров.

В рамках дуального обучения очень важно сотрудничество института, обучающегося и предприятия. Для института – это возможность повысить конкурентоспособность не только выпускников, но и образовательных программ. Для предприятия - возможность подготовить для себя высококвалифицированные кадры. Но и для студентов и выпускников преимущества очевидны - молодые люди проходят подготовку и проверку своих знаний и умений  в производственных условиях в ситуациях «реальной жизни». Там происходит их быстрая адаптация к реальным производственным условиям, а самое главное, наши студенты получают все возможности успешного трудоустройства.

К новым формам обучения в нашем институте можно отнести применение технологии «погружения» в профессиональную среду. Это обеспечивается не только учебным процессом на базе ресурсных центров - на ведущих предприятия города и области, но и успешным функционированием лабораторий института. Перечислю только некоторые из них - лаборатория прочности материалов и конструкций; мехатроники; автоматизированного проектирования технологических процессов и программирования систем ЧПУ; электротехники и радиоэлектроники; дорожная лаборатория «ТРАССА»; нефтегазовой техники и управления технологическими процессами; инженерного оборудования жилищно-коммунального хозяйства и др.

_S2A9385.jpg


—  Как развивается инфраструктура института?

— На базе института с 2018 года действует Балтийский инжиниринговый центр машиностроения, финансирование которого в значительной степени обеспечивается грантом Министерства науки и высшего образования РФ. Большую роль в создании центра и в организации его взаимодействия с промышленными предприятиями области сыграло министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области и лично министр Дмитрий Кусков.

В составе института уже в течение нескольких лет действуют «Региональный научно-образовательный центр проблем транспорта и судостроения» и «Студенческое конструкторское бюро машиностроения». Сотрудники этих подразделений выполняют научные и опытно-конструкторские работы по договорам с предприятиями и организациями Калининградской области и Санкт-Петербурга. По результатам научных работ за последние годы опубликовано более 20 монографий и получено более 20 патентов на изобретения, а также 15 свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ.

Две трети руководителей региональных предприятий и организаций, входящих в АСМАП Калининградской области, являются нашими выпускниками. За время существования нашего института подготовлено более 2000 специалистов, которые работают в автотранспортных предприятиях области, ГИБДД, управлении государственного автодорожного надзора, администрации города, области и других организациях.

  Ну и наконец не без гордости отмечу, что БФУ им. И. Канта в 2018 году занял 25 место в России по качеству технического образования в Международном рейтинге «RUR World University Ranking: Technical Sciences 2018», опередив многие российские вузы чисто технического профиля.

_S2A9489.jpg



— Сергей Иванович, давайте еще раз перечислим для абитуриентов образовательные программы инженерно-технического института.

— Институт реализует программы подготовки высшего образования бакалавров: машиностроение; сервис; технология транспортных процессов и программы подготовки магистратуры: сервис; технология транспортных процессов; материаловедение и технология материалов. Программы подготовки аспирантов по направлениям: динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры; механика деформируемого твердого тела; строительная механика.

Техников готовят на базе 9 классов по специальностям: техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники; монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств; монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий; монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок; техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования; технология металлообрабатывающего производства.

_S2A9279.jpg


ВКонтакт Facebook Twitter Mail.Ru

  Возврат к списку