Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний

10 Июня 2019
Грозы - нередкое атмосферное явление для летнего периода в Калининградской области.

Термин «гроза» объединяет комплекс атмосферных метеорологических явлений (дождь, шквалистый ветер, молнии, гром). Молния - искровой разряд, возникающий между тучами или между тучей и земной поверхностью. При электрическом разряде выделяется большое количество энергии, затрачивающейся на разогревание воздуха в узком канале, - трассе распространения электрического разряда. Из-за быстрого нагревания воздух резко расширяется и возникает ударная волна. Эта волна воспринимается как звук, называемый громом.

Удар молнии может причинить большие неприятности. Ее разрушающее воздействие обусловлено выделением тепловой энергии, от которой могут загораться или даже разрываться деревья, дома, башни. Для предотвращения поражения молнией на высоких домах и сооружениях устанавливают молниезащиту (иногда, не совсем точно, ее называют громоотводом) — металлические стержни, имеющие надежную токопроводящую связь с землей.

Как рассказал доктор наук, профессор института физико-математических наук и информационных технологий БФУ им. И. Канта Иван Карпов, существует разные типы электрических разрядов - молний, которые наблюдаются как в нижней, так и в верхней атмосфере (выше 50 км).

В нижней атмосфере (тропосфера), как правило, бывают линейные молнии облако-облако (разряд такой молнии происходит между облаками вдоль достаточно узкой траектории - трассы), или молния облако-земля. Причина образования таких молний – накопление электростатического заряда в грозовых облаках Трассы молний видятся как ломаные линии, что определяется локальной электропроводностью атмосферы.


f6a3977c36e79b37b449b6aa6dfb079d_fitted_800x600.jpg



Как отметил Иван Карпов, в Калининградской области чаще всего встречаются линейные молнии. Такие молниевые разряды характерны для нижней атмосферы, и Калининградская область здесь ничем не отличается от остальных регионов.

В верхней атмосфере (выше 50 км) наблюдаются особые виды молний: эльфы, джеты и спрайты. Это те электрические разряды, трассы которых направлены вверх.

“В последнее время молниевые разряды в средней и верхней атмосфере (50-120 км) привлекают внимание исследователей. Предполагается, что такие процессы отражают динамику нижних слоев атмосферы и могут служить индикатором метеорологических, сейсмических, тектонических и т.д. событий. Молниевые разряды на высотах ионосферы влияют на локальные характеристики ионосферы. Это может приводить к негативному влиянию на работу спутниковых систем связи, навигации и т.д. Шаровая молния – отдельный вид молнии, природа которой остается загадкой. Такая молния представляет собой движущийся в воздухе светящийся объект в форме шара. По свидетельствам очевидцев, шаровая молния может двигаться по непредсказуемой траектории, разделяться на более мелкие молнии, может взорваться, а может просто неожиданно исчезнуть. Существует множество гипотез о происхождении шаровой молнии, но ни одна пока не признана достоверной. Физические процессы, стабилизирующие горячую плазму (миллионы градусов) в объеме, неизвестны и непонятны. В лабораторных условиях получить шаровую молнию не удается”, - рассказал Иван Карпов.

По словам исследователя, чаще всего воздействию молний подвергаются горы, одиночные здания, высокие деревья, электротехнические сооружения, поскольку электрический разряд «облако-земля» идет по трассе с наиболее высокой электропроводностью (по пути наименьшего сопротивления).

Иван Карпов объяснил, по какой причине зачастую молния бьет в одно и тоже место:

“Трасса молниевого разряда на трассе «облако-земля» определяется особенностями формирования грозовых облаков и свойствами поверхности. Условия возникновения разряда могут меняться в зависимости от сезона, в то время как свойства поверхности (прежде всего особенности рельефа) изменяются слабо. Поэтому, повторяемость событий может быть высокая”.

Также профессор объяснил, почему раньше грозы сотрясали небо только поздней весной и летом, а сейчас случаются и зимой.

“Сезонная зависимость связана с естественным годовым ходом изменения атмосферы. При этом причины формирования грозовых облаков во многом связаны с процессами электризации воздуха. Вследствие климатических изменений, антропогенных факторов в атмосфере могут формироваться условия для развития грозовых облаков (накопления электрических зарядов) в необычное время”, - рассказал Иван Карпов.

b80bddc39a81311196642f98941e71f6.jpg



По мнению Ивана Карпова, летать на самолетах или передвигаться на автомобиле в грозу достаточно опасно.

“Электрические разряды огромной мощности, конечно же, опасны для всех видов транспорта. Правда, люди, понимая физическую природу воздействия электрических разрядов на технику, научились минимизировать их последствия. Однако, конечно же, надо избегать попадания в такие ситуации”, - заявил исследователь.

ВКонтакт Facebook Twitter Mail.Ru

  Возврат к списку