Гость университета: «Одна из глобальных задач – более тесная интеграция Калининградской области в европейскую транспортную систему»

24 Ноября 2015

Гость университета - доктор технических наук, профессор Рижского Института транспорта и связи Игорь Кабашкин -рассказывает о перспективах взаимодействия с БФУ им. И. Канта, а также Калининградской областью в рамках программы трансграничного сотрудничества регионов Балтийского моря. Профессор Игорь Кабашкин представил магистрантам транспортных специальностей БФУ им. И. Канта специально разработанный курс лекций по транспортной политике Европы.

Игорь Владимирович, расскажите про область ваших профессиональных и научных интересов.

Я представляю Институт транспорта и связи г. Рига, где более двадцати лет отработал президентом. В настоящее время являюсь профессором, занимаюсь научной, академической деятельностью. Представляю две международные организации - объединённый научно-технический транспортный центр и Международный транспортный форум. И в той и в другой организации мы занимаемся экспертизой транспортных проектов.

С БФУ им И. Канта у нашего Института давние связи в рамках договора о сотрудничестве. Несколько лет назад я познакомился с коллегами из Института транспорта и технического сервиса, когда возглавлял международную аккредитационную комиссию. С тех пор у нас установились хорошие отношения: ваши коллеги к нам приезжали на повышение квалификации, я уже несколько раз был в Институте транспорта и технического сервиса – читал лекции и проводил практические занятия для студентов.

Еще в 2012 году совместно с коллегами из БФУ им. И. Канта мы разработали Международный дисциплинарный модуль, который читаем студентам Рижского института и связи и Института транспорта и технического сервиса в БФУ им.И.Канта.

Какова цель вашего визита в этот раз?

Я встречаюсь с магистрантами, для которых прочитал лекции и провел мастер-классы, связанные одним общим названием, – «Транспортная политика Европы». Я считаю, что это очень важно, и рад, что в Институте транспорта и технического сервиса изучают эту тематику, т.к. у Калининградской области особая миссия - вы полпреды России в Европе, и должны представлять тенденции, в рамках которых развивается транспортная отрасль.

Это очень важно, ведь транспорт является одной из глобальных технологий, задача которой - убирать барьеры и стирать границы между людьми, между грузами, учитывая все тренды, которые существуют в геополитике - перемещения центра тяжести экономического развития в Азию, к примеру.

Это создает качественно новые условия, в том числе и для России. В плане логистики, мне кажется, очень важно развивать сотрудничество Латвии и России.

Такая тематика была выбрана не случайно. Думаю, что студентам было интересно посмотреть на такой глобальный взгляд, не только местный, региональный, но и с точки зрения новых геополитических трендов. Чувствуется, что студентам это интересно. Мастер-классы и кейсы, которые мы рассматриваем на занятиях - это эффективные формы подачи материала. По совокупности получается цельный учебный курс.

Какие проблемы существуют на данный момент в сфере транспорта?

Одна из глобальных задач – более тесная интеграция Калининградской области в европейскую транспортную систему, учитывая, то она находится в зоне Балтийских интересов. Ведь регион Балтийского моря - один из самых интенсивно развивающихся в Европе. Не случайно, единственная региональная стратегия, которая существует сегодня в Европе, относится к стратегии развития регионов Балтийского моря.

Как вы видите возможности и перспективы Калининградской области в этом направлении?

У области есть устойичвые перспективы развития, потому что она, так же как и Северо-западная часть России, включая и Санкт-Петербург, входит во все европейские программы. Калининградской области доступны различные формы европейского финансирования. Насколько я знаю, сейчас эта возможность не очень активно используется. Есть специальная Программа INTERREG - программа Европейского Союза, направленная на развитие территорий на внешних границах ЕС и развитие регионального сотрудничества с приграничными регионами стран, не входящих в ЕС. Она ориентирована на сотрудничество приграничных регионов - Cross Border Cooperation (CBC). Тем более что в плане транспорта сегодня все Балтийские государства приступили к реализации проекта, который финансирует Европейский Союз, - это строительство трансъевропейской железной дороги Rail Baltica, которая практически будет связывать Хельсинки, Таллин, Ригу, Каунас и идти дальше на Варшаву и Берлин. Эта дорога проходит в непосредственной близости от Калининградской области, к тому же взаимодействие с Калининградом уже предусмотрено. Но насколько активно вы будете в этом участвовать и насколько большую пользу извлечет регион из таких новых возможностей, будет зависеть от действий конкретных лиц. Именно об этом мы говорили с магистрантами, ведь именно они будут активными участниками этих процессов. Когда дорога начнет функционировать, появятся новые возможности для логистики, в области транзита, локального и регионального развития.

Какова роль университетов в этих процессах?

В этом плане мне сложнее судить, т.к. транспортное сотрудничество находится не на таком уровне, как академическое. Хотя, безусловно, это было бы интересно и для нас, и для вас. Сегодня все мировое сообщество ориентировано на топовые международные издания. Эффективность академического сообщества оценивается по количеству публикаций в значимых изданиях. Поэтому очень важно изучать английский язык, что я уже советовал на лекциях студентам. Английский, безусловно, - мировой язык общения, и в таких областях, как транспортная сфера, транзитно-логистической сферы очень важен для обмена опытом и знаниями. Хорошее знание английского языка, может стать для региона еще одним бонусом, для осуществления политики моста между Западом и Востоком.

С этой целью между нашими институтами в настоящее время имеется договоренность на разработку совместной магистратуры «Международные перевозки автомобильным транспортом», занятия для студентов будут проводиться на английском и русском языках.


ВКонтакт Facebook Twitter Mail.Ru

  Возврат к списку