Ирина Лукьянова: юридические клиники как форма подготовки профессионального юриста

11 Января 2016

Юридический институт БФУ им. И. Канта посетила Ирина Лукьянова, к.ю.н., доцент, старший научный сотрудник ИГП РАН России, заведующая кафедрой гражданского процесса Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ, Председатель Правления АНО «Центр развития юридических клиник». С гостем университета мы беседуем о месте юридических клиник в системе высшего образования России.

Ирина Николаевна, вы известный в России специалист по организации работы юридических клиник, как возник интерес к юридическим клиникам?

Область моих интересов располагается в сфере гражданского и арбитражного процесса, а это все, что связано с доступом к правосудию, с правовой определенностью, с системой пересмотра судебных актов, справедливостью судебного решения. Особый интерес для меня представляет все, что связано с областью доказательного права. Отсюда и мое внимание к юридическим клиникам, которые являются не только особенной формой взаимодействия юриста-профессионала и потребителя его услуг, но и формой обучения студентов практическим навыкам.

Свою первую юридическую клинику я создавала в Академическом правовом институте, тогда еще университете при Институте государства и права Российской академии наук. Я активно включилась в российское «клиническое движение»: обучалась на различных тренингах, летних и зимних школах, знакомилась с практико-ориентированным обучением.

Когда зародилось «клиническое» движение в российской юридической среде?

Первая юридическая клиника была создана очень давно, еще во времена Царской России. Это очень интересный исторический факт: действительно, в Казанском университете в середине XIX века очень известный профессор-цивилист Мейер практиковал такую форму обучения, как присутствие студентов на юридических консультациях, которые проводил сам профессор, с последующим обсуждением.

И называл это профессор Мейер именно так – Юридической клиникой. Сохранились соответствующие научные публикации того времени, это реальный исторический факт. Сегодня в России используется более широкий набор форм обучения студентов практическим навыкам. Одна из таких форм – работа студентов в юридических клиниках. Первая клиника была создана в 1995 году в Архангельском государственном техническом университете.

Каковы особенности работы российских юридических клиник?

По сравнению с Европой у нас самое большое «клиническое движение». Во-первых, потому что в России очень много юридических вузов. Еще один фактор – в европейских университетах долгое время запрещали студентам в какой бы то ни было форме работать с реальными клиентами. Юридические клиники, если где-то и существовали, то только в имитационной форме. Такая форма практики, как работа с настоящим клиентом – отсутствовала. Ее заменяли учебные судебные процессы, ролевое интервьюирование клиента и др. Такие формы и на сегодняшний день существуют и успешно развиваются в юридических клиниках. Можно работать с реальными клиентами, а по каким-то отдельным аспектам уже моделировать профессиональную деятельность и развивать отдельные профессиональные навыки. Разница в том, что в случае моделирования профессиональной деятельности юриста роль клиента сыграет кто-то из студентов или преподавателей.

В каком состоянии находится методическая база по работе в студенческих юридических клиниках?

Конечно же, российское клиническое образование идет своим путем развития. В то же время нельзя сказать, что мы разрабатываем все на пустом месте: в начале 2000-х годов почти все отечественные методические разработки основывались на использовании опыта американских, индийских, малазийских юридических клиник. Российское юридическое образование всегда смотрело по сторонам и встраивало новое знание в российскую систему. Это позволяло не только свое не утратить, но и приумножить. В американских юридических клиниках, например, работают преподаватели-специалисты, которые занимаются только разработкой методики обучения и организации работы в клинике. В России такого, к сожалению, пока нет. Но крайне важно то, что постепенно клиника начала входить в образовательную программу российских юридических вузов. Кроме того, 2015 год ознаменовался тем, что коллективы преподавателей юридических клиник ряда вузов страны подготовили современные учебно-методические пособия для обучения студентов практическим навыкам в юридических клинках. В частности, Центр развития юридических клиник подготовил уникальное пособие в двух частях с возможностью интерактивного использования методических материалов, звуко- и видеофайлов в электронном виде. Кстати, одним из авторов пособия явилась и руководитель юридической клиники БФУ им. И. Канта Екатерина Осипова http://codolc.com/news/read/210/.

С какими проблемами еще предстоит бороться?

Недостаток преподавателей, недостаток финансирования. Преподаватели пока еще в ряде вузов работают в юридических клиниках на общественных началах. Преподают зачастую аспиранты либо начинающие молодые преподаватели, которые могут позволить себе посвятить этому несколько лет своей жизни... Иногда это приводит к тому, что юридическая клиника остается без преподавателей, теряется преемственность. Юридическая клиника уподобляется общественной приемной, когда сами студенты на свой страх и риск начинают заниматься консультированием клиентов. А это, конечно же, недопустимо. Ведь юридическая клиника, прежде всего, это образовательная структура.

Вторая проблема – недостаток обучающего элемента и преподавателей, которые работают со студентами на этапе подготовки к работе с клиентами и во время ведения приема. Это приводит к отсутствию помощи студенту во время работы с посетителем или вообще к отсутствию контроля. Этого допускать ни в коей мере не следует. Ведь один из важнейших принципов в юриспруденции – не навреди.

Как на ваш взгляд можно решить эти проблемы? Что можно посоветовать вузам, решившим внедрять практику обучения студентов в юридических клиниках?

Способ решения этих вопросов - осознание руководством вуза, насколько важно включить работу юридической клиники в образовательный процесс, в учебный план. Должна учитываться необходимость специальной подготовки преподавателей, разработка специальных методических материалов такого уровня, который будет позволять вести занятия и обучать студентов юридических клиник. Во главу угла должна ставиться образовательная деятельность, образовательная компонента, которая и позволяет студентам научиться что-то делать в рамках своей профессии под руководством куратора. Разумная нагрузка для одного куратора – шесть человек, учитывая, что студенты ведут прием парами. Увеличение количества студентов неминуемо скажется на качестве оказываемой ими юридической помощи и качестве образования в целом.

В нашем вузе уже несколько лет действует юридическая клиника, как вы можете оценить уровень ее работы?

Юридическая клиника БФУ им.И.Канта уже несколько лет является партнером Центра развития юридических клиник. С самого начала ее руководитель Екатерина Осипова ориентировалась на опыт лучших российских и зарубежных юридических клиник, принимала активное участие в развитии юридического клинического движения в целом.

Ее энтузиазм и умение заражать окружающих своими идеями позволили организовать проекты, в результате которых преподаватели юридического факультета познакомились с методиками практикоориентированного обучения и дисциплинами, преподаваемыми в клиниках, а студенты юридической клиники получили возможность прослушать цикл занятий по юридическим навыкам, а также участвовать в летних и зимних школах для студентов юридических клиник. При поддержке руководства университета юридическая клиника БФУ им. И. Канта, как мне известно, занимается и практической работой, и просветительской деятельностью, ведет работу по разработке брошюр по вопросам правового просвещения для простых граждан. У юридической клиники БФУ им. И. Канта уже имеется и положительный опыт подготовки заключений по запросам органов власти и самоуправления.

Юристы, консультирующие в юридических клиниках, на сегодняшний день довольно востребованы. На что следует обратить внимание студенту, решившему работать над консультациями в юридической клинике?

Огромное количество граждан нуждается в юридическо-правовом просвещении и юридической помощи. В этом смысле бесплатное юридическое консультирование играет очень важную роль. Терпение, стремление к получению новых знаний и трудолюбие – вот что может в совокупности позволить добиться больших результатов в юридической профессии. Нужно максимально использовать время, проведенное в университете, чтобы уже после выпуска, делать уверенные шаги в профессию.

В этом существенно помогают и юридические клиники, и летние школы и т.д. БФУ им. И. Канта имеет огромный опыт по проведению летне-осенних школ по профессиональным навыкам юриста (насколько я помню, проведено уже четыре школы). Школа стала известной в стране. О ней знают не только студенты, но и преподаватели, которые усматривают в этом возможность обмена опытом с зарубежными коллегами. Школа интересна преподавателям еще и в плане организации образовательных процессов. Это площадка, на которой объединяются преподаватели вузов на короткое время для получения синергетического образовательного эффекта. Этот опыт поистине уникальный, и его очень важно сохранить и преумножать.


ВКонтакт Facebook Twitter Mail.Ru

  Возврат к списку