Семинар-круглый стол «Философия в постгумбольдовском университете» состоялся 22 декабря. На площадке Кантианы выступили ученые из Института философии РАН, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Московского педагогического государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Русской христианской гуманитарной академии и Тюменского государственного университета. Участники обсудили влияние философии на современные науки, общество и технологии, а также место философии в системе образования в наши дни.
На открытии семинара коллег поприветствовал ректор Балтийского федерального университета Александр Федоров. Он обозначил основные направления сотрудничества с университетами в области проведения совместных мероприятий и создания новых образовательных программ, рассказал о планах создания в рамках БФУ Высшей школы философии и социальных наук. Также ректор затронул вопросы подготовки к 300-летнему юбилею Иммануила Канта и организации масштабной международной философской олимпиады.
Александр Федоров, профессор, доктор философских наук, ректор БФУ им. И. Канта: | |
Благодарю коллег за участие в конференции, которая открывает новую сферу взаимодействия с университетом и его философским сообществом. Один из общих треков для всех образовательных программ вуза — постановка критического объектно-ориентированного мышления, и мы хотим добиться, чтобы это стало качеством каждого университетского человека в БФУ им. И. Канта. Проект «Приоритет-2030» задает нам новую повестку, и в связи с этим мы переходим на новую стадию развития. Совсем скоро мы планируем создание Высшей школы философии и социальных наук, которую возглавит доктор философских наук, профессор Роман Викторович Светлов. Уже с февраля мы начнем активное взаимодействие с Институтом философии РАН и с МГУ им. Ломоносова в подготовке Кантовского конгресса и наметим план основных мероприятий. |
«Ключевая тема сегодняшнего семинара — место философии в современном университете, науке и обществе. Вместе со стремительно меняющимся миром меняется и философия. Но ее роль в системе образования стабильна — она остается лабораторией, в которой создаются новые смыслы, новые проблемные поля и научные направления. Основная задача философии — научить мыслить. Кроме того, интерес общества к философии всегда сохраняется на одном и том же уровне и вне университета. Сегодня существует множество неформальных объединений на философскую тематику, в частности, в социальных сетях. Люди, часто не связанные с наукой и образованием, принимают участие в обсуждениях на этих площадках, и они имеют тот же интерес к философии, что и университетское сообщество», — отметил он. |
Дискуссия также затронула роль философии в формировании культурного единства и целостности образа университета. Ученые пришли к выводу, что философия в вузе должна функционировать не только как одна из многих учебных дисциплин, но еще и поддерживать ту основную идею, которая формирует идентичность университета.
Алексей Козырев, кандидат философских наук, декан философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: |
Философия — дисциплина фундаментальная, невозможно представить себе университет без нее. Сегодня она может внести вклад в миссию и идею вуза. Мы все чаще слышим, что постгумбольдовский университет — это предпринимательский университет, который должен приносить пользу экономике и бизнесу. Но нельзя отодвигать на второй план те ценности гуманизма, вокруг которых он строится. И философия сможет поставить все эти приоритеты в правильном порядке, скорректировать пирамиду ценностей. Поэтому мы не должны игнорировать просветительские возможности философии. |
Игорь Чубаров, доктор философских наук, директор Института социально-гуманитарных наук, проректор ТюмГу: |
Интересно проследить, как философия встроится в процесс перестройки образовательной системы. В университете она может сыграть очень серьезную роль — поучаствовать в его реформе и переходу к новой программе развития. У философии есть шанс ответить на те вопросы, которые стоят перед страной, человечеством, и создать новый вид образования. Но если не допускать ее движения вперед, она может не развить свое смыслообразующее значение в рамках вузов и стать лишь одной из большого количества дисциплин гуманитарного кластера. |
Личный кабинет для
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие