• Вернуться к разделам
  • 15 Мая 2020
    Физики БФУ им. И. Канта совместно с коллегами из МГУ им. М.В. Ломоносова разработали датчик, который может быть использован в промышленных целях и в биомедицинских приложениях

Сенсоры магнитного поля повсеместно используются в промышленности, медицине, а также в прикладной и фундаментальной физике. Например, без магнитных датчиков не собрать автомобиль. Исследователи Лаборатории новых магнитных материалов БФУ им. И. Канта Виктор Беляев и Валерия Родионова совместно с коллегами из Лаборатории нанооптики и метаматериалов физического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова разработали датчик, сочетающий в себе наработки в областях магнетизма, оптики и физики твердого тела. Он может быть использован как в промышленных целях, так и в биомедицинских приложениях. Стоит отметить, что в конце прошлого года была составлена и подана заявки на патентование разработанного сенсора как изобретения.

В апреле 2020 года в журнале Scientific Reports была опубликована статья «Сенсор магнитного поля на основе магнитоплазмонного кристалла». Работа над тематикой, освященной в статье, идет с коллегами из Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в течении несколько лет. Статья исследователей рассказывает о принципах создания высоколокального и высокочувствительного датчика магнитного поля благодаря усилению магнитооптических эффектов за счет концентрации электромагнитного поля световой волны в приповерхностном области сенсора. Другими словами,найдены оптимальные параметры создания и изготовлены наноструктуры, позволяющие существенно усилить взаимодействие магнитного материала и света, что приводит к возможности локальных измерений магнитного поля с крайне высокой чувствительностью.

Разработанный исследователями сенсор позволяет проводить картирование магнитных полей от различных объектов, что, потенциально важно для дефектоскопии и биомедицинских приложений.

7F2FFD50-86DB-4BC4-84F6-1D5818644723.jpeg

Виктор Беляев:

Недавно вышедшая статья нашей лаборатории в специальном выпуске журнала Sensors как раз посвящена описанию принципов работы большинства развитых на данный момент техник по измерению магнитного поля для биомедицинских приложений, и мы уверены, что скоро наш сенсор тоже будут добавлять в подобные обзоры за счет его уникальных преимуществ. Данный цикл исследований проводился совместно с лабораторией нанооптики и метаматериалов физического факультета Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова. Важным вкладом также является предоставление оборудования для создания наноматериалов от наших коллабораторов из Технологическтого Университета Тоёхаши (Япония). Опубликованная работа является важным этапом в совместных исследованиях магнитных и магнитооптических свойств магнитоплазмонных кристаллов, но, при этом, не является их завершением. Всегда приятно осознавать, что впереди еще много новых открытий, интересных результатов и качественных публикаций”.