У нас новая версия сайта. Сейчас сайт работает в тестовом режиме, ведутся технические работы.
На прежнюю версию сайта вы можете перейти по ссылке - old.kantiana.ru. Ваши правки и предложения мы рады будем получить через Интернет-приемную Центров социальных коммуникаций

Сайт работает в тестовом режиме!
Прежняя версия сайта - old.kantiana.ru.
Направить предложения по улучшению

  • Вернуться к разделам
  • 25 Марта 2020
    Как не стать «бургером»: социолог БФУ им. И. Канта проанализировал соцсети россиян с позиции теории макдональдизации
    Концепция макдональдизация, предложенная американским социологом Джорджем Ритцером, объясняет процесс рационализации повседневной жизни человека. Как отмечет автор концепции, макдонализация – это процесс перевода принципов бизнеса по производству фаст-фуда в принципы жизни современного общества.

    Исследователь БФУ им. И. Канта Александр Щекотуров оценил российские социальные медиа с позиции теории макдональдизации общества. Концепция макдональдизация, предложенная американским социологом Джорджем Ритцером, объясняет процесс рационализации повседневной жизни человека. Как отмечет автор концепции, макдонализация – это процесс перевода принципов бизнеса по производству фаст-фуда в принципы жизни современного общества. Макдональдизация как форма рациональности  имеет ряд несомненных преимуществ. Усиливается эффективность различных институций, система дисциплинирует человека, развивается способность ставить цели. Однако рациональность превращает человека в экономический ресурс, встроенный в различные системы извлечения максимальных прибылей. Это приводит не только к дегуманизации, но и к утрате человеком личных качеств, его заточению в «железной клетке» рациональных систем. Рациональность становится основой веры и религии, любви и семьи, отношений с другими людьми. 

    SHCHekoturov_BFU.jpg

    В рамках теории макдональдизации уже исследованы такие формы человеческих взаимодействий, как здравоохранение, образование, волонтерство, семья и социализация. 

    «Макдональдилизированный агент обладает высокой эффективностью, его функционал предсказуем и полностью контролируем технологиями. Однако по мере совокупного усиления каждого компонента возрастает и обратная реакция - негативные последствия, главным из которых является вытеснение человека из структуры обменных отношений», — рассказал автор исследования, заведующий социологической лабораторией анализа, моделирования и прогнозирования рисков Александр Щекотуров.

    Исследование ученого показало, что российские социальные медиа полностью соответствуют всем признакам макдональдизации.  

    «Важным этапом развития теории макдональдизации является рассмотрение феномена в двух плоскостях: глобальное - локальное и "ничто" (шаблонное) -"нечто" (оригинальное). От того, в каком квадранте окажется изучаемый феномен, зависят его свойства, сила и масштаб макдональдизирующего влияния».  

    Александр Щекотуров проанализировал две социальные сети: Facebook и ВКонтакте. Выяснилось, что социальная сеть Facebook относится к гробализованной (от англ to grow - расти и globalization - глобализация) форме «ничто» и является движущей силой глобализации, тогда как социальная сеть ВКонтакте относится к глокальной форме «ничто» и тем самым создает уникальные формы на стыке локального и глобального уровней.

    «Практическая значимость моего исследования заключается в понимании скрытых смыслов и ценностей, которыми обладают многие феномены, возникающие в цифровую эпоху. Например, мы не замечаем, что как бы мы ни старались выделиться из массы пользователей, мы все равно строим нашу самопрезентацию по заданному шаблону. Это ограничивает нашу креативность и лишь внушает иллюзию собственной оригинальности. Скрытый смысл кроется в том, что чем больше мы вовлечены в мак-систему, например, в соцсети, тем больше мы готовы заменять содержание формой, а качество - количеством. Другими словами, таким людям интереснее создать видимость работы, а не продемонстрировать реальные результаты труда, собрать лайки, а не написать сложный пост. Еще один результат — это сформулированные предостережения от рисков и угроз стать «бургером» в макдональдизированной среде. Среди угроз — кибермошенничество, кибербуллинг, хейтинг, троллинг ввиду того, что мак-сети поощряют нас все больше рассказывать о себе, а любая приватная информация - помощь тем, кто хочет нам навредить. Простой совет, чтобы их избежать - прежде чем зайти в соцсеть и что-то там выложить, задать себе вопрос: а что я этим хочу получить и не поставит ли кого-либо эта информация в затруднительное положение?» — подчеркивает исследователь.

    RonaldMcDonald.jpg

    Статья с результатами исследования «Социальные медиа: становление нового макдональдизированного института» опубликована в научном журнале «Вестник российского университета дружбы народов. Серия: социология».