У нас новая версия сайта. Сейчас сайт работает в тестовом режиме, ведутся технические работы.
На прежнюю версию сайта вы можете перейти по ссылке - old.kantiana.ru. Ваши правки и предложения мы рады будем получить через Интернет-приемную Центров социальных коммуникаций

Сайт работает в тестовом режиме!
Прежняя версия сайта - old.kantiana.ru.
Направить предложения по улучшению

  • Вернуться к разделам
  • Новости

    9 Октября 2011
    БОФ-2011: от проблемы к решению

    Круглый стол «Quo vadis: пути развития университетов», состоявшийся в рамках V Балтийского образовательного форума был призван ответить на актуальные вопросы в сфере высшего образования. Во-первых, как создание федеральных университетов влияет на социально-экономическую ситуацию в регионе. Во-вторых, как влияет работа по контрактам с реальным сектором экономики на формирование исследовательских программ. В-третьих, каким образом наладить эффективное взаимодействие с зарубежными коллегами.

    Круглый стол «Quo vadis: пути развития университетов», состоявшийся в рамках V Балтийского образовательного форума был призван ответить на актуальные вопросы в сфере высшего образования. Во-первых, как создание федеральных университетов влияет на социально-экономическую ситуацию в регионе. Во-вторых, как влияет работа по контрактам с реальным сектором экономики на формирование исследовательских программ. В-третьих, каким образом наладить эффективное взаимодействие с зарубежными коллегами.

    Губернатор области Николай Цуканов в своем приветствии участникам говорил о необходимости стратегического планирования в образовании: «Перед Балтийским федеральным университетом им. И. Канта поставлены серьезные и амбициозные задачи. Миссия современного образования - не просто отслеживать реалии, не подстраиваться под существующие рынки, но определять, конструировать новую экономику».

    Перед началом обсуждения был подписан договор о сотрудничестве между БФУ им. И. Канта и Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова. Ректор САФУ Елена Кудряшова подчеркнула значение этого документа: «В последнее время мы обращаем больше внимания на сотрудничество с зарубежными университетами, а внутренняя мобильность отошла на второй план. Это соглашение позволит нам построить мост между Арктикой и Балтикой». Ректор БФУ им. И. Канта Андрей Клемешев добавил, встречи в рамках Балтийского образовательного форума должны вести к принятию конкретных решений. Для того чтобы эффективно использовать все инновационные инструменты, созданные в нашей стране, БФУ им. И. Канта необходим обмен опытом с другими российскими вузами. Поэтому выступления коллег из других федеральных университетов были особенно актуальны.

    В своем докладе Виктор Кокшаров, ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, обозначил 5 признаков современного университета: глобальный, честный, открытый, прикладной, развивающийся. Федеральный университет, по его мнению, должен готовить специалистов по всем направлениям для макроэкономики региона. Сегодня в УФУ обучается более 50 тысяч студентов, которые - уже через несколько лет - решат проблему с высококвалифицированными кадрами в Уральском регионе. Проблема, которая наиболее актуальна для современного университета – это переход от советской одноуровневой модели образования, направленной на теорию, к новой двухуровневой модели, которая могла бы включить студентов в прикладную науку. Как заметил Виктор Кокшаров, до 50% людских и финансовых ресурсов в УФУ выделяется на исследования, но в приоритете все равно образование.

    Соотношение науки и образования в новой модели университета – важная тема для обсуждения. Об этом говорил и Алексей Пономарев, заместитель министра образования и науки РФ: «Если нам удалось сохранить фундаментальные научные институты, то прикладной сектор исследований, на который направлен спрос экономики, в 90-е годы был фактически потерян. Есть проблемы и с нехваткой кадров, прежде всего по техническим направлениям». Новая модель развития образования направлена на укрепление научной базы университетов, на обучающие программы, которые совмещают в себе образовательный и исследовательский процесс. Так решаются самые главные трудности: нехватка кадров и прикладных разработок. «Сегодня устранены основные налоговые и административные барьеры для международной мобильности студентов и преподавателей. Мы финансируем создание лабораторий и университетских исследовательских центров», - отметил Алексей Пономарев.

    На вопрос как эффективно наладить взаимодействие с зарубежными университетами ответил Вернер Фэт, вице-президент Freie Universität Berlin. Реорганизация и модернизация международных программ является одним из трех стратегических центров инновационной деятельности университета. В рамках новой программы развития вся документация была переведена на английский язык, что позволило продвинуть научно-исследовательские работы на международный рынок. Интернационализация образования в Берлинском университете – каждодневная работа, требующая соединения усилий администрации и факультетов. Свободный университет имеет более 150 стратегических партнеров, и он признан одним из 9 лучших высших учебных заведений в Германии.

    Последним докладчиком стал исполнительный вице-президент Ассоциации Американских университетов Джон С. Вон. Он обозначил трудности, возникшие у североамериканских университетов из-за экономического кризиса, и вернулся к теме интернационализации образования. «К 2020 году 50% студентов будут принадлежать к этническим меньшинствам, а в 2042 году они станут большинством. Поэтому уже сейчас мы должны думать о том, как повысить культурное и этническое разнообразие студентов и преподавателей». Как подчеркнул Джон С. Вон, образование – сфера общих ценностей, которые не зависят от политики и идеологии. Результатом круглого стола стала идея о создании глобальной системы мировых университетов, которые будут идти по одному пути развития.