У нас новая версия сайта. Сейчас сайт работает в тестовом режиме, ведутся технические работы.
На прежнюю версию сайта вы можете перейти по ссылке - old.kantiana.ru. Ваши правки и предложения мы рады будем получить через Интернет-приемную Центров социальных коммуникаций

Сайт работает в тестовом режиме!
Прежняя версия сайта - old.kantiana.ru.
Направить предложения по улучшению

  • Вернуться к разделам
  • Новости

    16 Апреля 2012
    Интервью ректора БФУ им. И. Канта Андрея Клемешева об оптимизации системы управления университетом

    Программа развития БФУ им. И. Канта, утвержденная Правительством РФ, это основной закон стратегического развития нашего университета. Программа развития реализуется не так долго, но мы уже видим существенные результаты...

    Программа развития БФУ им. И. Канта реализуется в университете второй год. Предполагаются ли структурные изменения и изменения в университетской системе управления?

    Программа развития БФУ им. И. Канта, утвержденная Правительством РФ, это основной закон стратегического развития нашего университета. Программа развития реализуется не так долго, но мы уже видим существенные результаты: вырос уровень международных публикаций ученых, что отразилось в индексе цитирования, развиваются новые научные направления, разрабатываются новые образовательные программы, в том числе уникальные, создаются малые инновационные предприятия. Улучшается инфраструктура университета, связанная с учебной и научной деятельностью, меняется кадровая база (к нам приезжают целые исследовательские коллективы). В реализации Программы развития принимает участие значительная часть нашего коллектива – 832 сотрудника участвует в реализации более 300 проектов различного уровня. Но чтобы мы могли развиваться более эффективно, необходима оптимизация всей системы управления университетом. Наши главные задачи сегодня - сокращение численности и повышение эффективности административного аппарата, повышение заработной платы преподавателей и создание условий для стимулирования их непрерывного профессионального роста. Мы уже реализуем программу сокращения административно- управленческого аппарата, это сокращение составит не менее 30 процентов численности. Большие полномочия будут переданы структурным подразделениям, реализующим образовательные программы, а также подразделениям, специализирующимся на исследованиях.

    Все федеральные университеты уже перешли на систему институтов или высших школ. В чем смысл такого перехода, на Ваш взгляд?

    При создании институтов - по опыту федеральных университетов - происходит укрупнение факультетов, расширяется их автономия - им делегируются полномочия, вплоть до управления финансовыми ресурсами по направлению, расширяются права, и соответственно повышается ответственность за результат. Кроме того, институты по профессиональному уровню и содержанию своей деятельности должны соответствовать утвержденным Правительством РФ показателям результативности Программы развития нашего университета.

    У нас в университете тоже будут вводиться институты?

    Да. Но создание институтов само по себе - не самоцель. Важно четкое разделение функций и повышение профессиональной ответственности, поэтому ни ректор, ни проректор, ни директор института не могут быть одновременно заведующим кафедрой.

    Наша задача в том, чтобы каждый отвечал за результат, за вложенные инвестиции и постоянно чувствовал, что необходимо развиваться. Таковы сейчас реалии на рынке труда. Наши образовательные программы становятся все более прикладными, ориентированными на внешние потребности - рынка труда, общества. Мы переходим на систему подготовки бакалавров и магистров, при этом на бакалавриат возлагаются задачи базовой фундаментальной подготовки, магистратура же призвана готовить специалистов высокого уровня под конкретные задачи - науки, производства, работодателя. Традиционная университетская структура, в основе которой лежала модель подготовки специалиста, с созданием небольших кафедр по принципу соответствия специализациям, уже безнадежно устарела и должна быть изменена. Тем более, повторюсь, как и в случае с «институтами», не стоит зацикливаться только на названиях. Кафедра - кафедре рознь. Сегодня у нас в университете, к сожалению, около половины «кафедр» - это структурные единицы, на которых работают 5 - 10 человек, не говоря уже о количестве ставок (а от них зависит фонд оплаты труда преподавателей), научные показатели таких подразделений тоже оставляют желать лучшего. Поэтому руководители структурных подразделений - институтов, кафедр - должны все больше становиться именно руководителями, иметь полномочия принимать решения и реализовывать их. Они должны организовывать работу и контролировать результат, а не только распределять какие-то ресурсы в свою пользу. В этом, пожалуй, главный смысл реформы. И мы – руководство университета – не делаем тут для себя исключений. В этом залог успеха реформы.

    То есть нас ждет укрупнение кафедр?

    Да, но опять же не укрупнение ради укрупнения, а как следствие создания более эффективной структуры, сокращающей неоптимальные расходы и расширяющей источники доходов. Когда мы были классическим по сути университетом с небольшим количеством специальностей с большими наборами на каждую - по 50-70 чел, старая система была приемлемой. Сейчас, когда количество направлений подготовки увеличилось почти в три раза, при этом открываются принципиально новые направления, соответствующие государственным приоритетам в сфере образования, науки, технологий, и прием на направления составляет 20-25 чел., а то и меньше – повышение гибкости внутренней структуры неизбежно. Поэтому перегруппировка и нынешних факультетов, и кафедр также неизбежна. Надеюсь, что мы не очень запаздываем с этим процессом, так как все наши коллеги – из федеральных и исследовательских университетов – раньше нас запустили этот процесс. Уже всем должно быть очевидно, что когда при наборе на направление подготовки в 25-30 чел. образовательный процесс распределен по трем-четырем-пяти кафедрам – это расточительство. Основным принципом должен стать такой: одно направление подготовки (или группа родственных направлений с небольшими - по 5-10 чел. - наборами) - одна кафедра.

    Институты получат финансовую самостоятельность?

    В отношении фонда заработной платы института - да. Расходы на содержание зданий, оснащение материально-технической базы останутся по понятным причинам централизованными. Институт получит максимальные нормативы, которые формируются исходя из контингента студентов, а формировать штаты, набирать преподавателей под конкретные задачи с установлением им заработной платы будут самостоятельно. И кстати, не забывайте, что более крупные подразделения гораздо эффективнее смогут загрузить аудиторный фонд – уже не будет дикой ситуации внутренних барьеров, когда «закрепленные» за одним факультетом аудитории пустуют, а у другого факультета, в том же корпусе, некуда ставить занятия.

    Что изменится для конкретного преподавателя? Каковы могут быть социальные риски?

    Главное для нас сегодня – создание условий для самореализации преподавателя. В содержание работы принципиальные изменения могут вносить только они сами - переходить на интерактивные формы работы, использовать дистанционные технологии, например. При укрупнении кафедр поменяется роль процедуры прохождения по конкурсу, но сама процедура сохраняется. Главное принципиальное изменение для преподавателей – повышение заработной платы и расширение дополнительных возможностей материального стимулирования. На эти цели предполагается направить "высвобожденные" в результате изменений системы управления средства. Нам необходимо оптимизировать систему материального стимулирования, создавать условия не только для преподавательской, но и научной деятельности, в том числе с использованием уникального научного оборудования, предложить социальный пакет (так, в настоящее время создается университетская клиника).

    В какие сроки предполагается осуществить эти изменения?

    Процесс обсуждения на самом деле идет давно. Например, проблема маленьких кафедр неоднократно обсуждалась на Ученом совете, так же, как и вопросы создания и функционирования институтов. В ближайшее время концепция изменений - вплоть до названий институтов и кафедр - будет размещена на сайте для обсуждения. После этого я готов встретиться с теми, кого интересуют изменения в системе управления, у кого есть соображения по этому поводу. Так как никто не является носителем истины в последней инстанции, все должны быть заинтересованы в поиске оптимальных решений. Потом вопрос будет рассматриваться на Ученом совете. Это этап принятия решения. Этап реализации, думаю, займет около года, с учетом территориальных перемещений институтов и кафедр.