У нас новая версия сайта. Сейчас сайт работает в тестовом режиме, ведутся технические работы.
На прежнюю версию сайта вы можете перейти по ссылке - old.kantiana.ru. Ваши правки и предложения мы рады будем получить через Интернет-приемную Центров социальных коммуникаций

Сайт работает в тестовом режиме!
Прежняя версия сайта - old.kantiana.ru.
Направить предложения по улучшению

  • Вернуться к разделам
  • Новости

    23 Апреля 2012
    Международная научная конференция «Искусствознание и гуманитарные науки. Параллели и взаимодействия»

    В Москве с 9 по 12 апреля в Государственной классической академии им. Маймонида состоялась Международная научная конференция «Искусствознание и гуманитарные науки современной России.

    В Москве с 9 по 12 апреля в Государственной классической академии им. Маймонида состоялась Международная научная конференция «Искусствознание и гуманитарные науки современной России. Параллели и взаимодействия». На конференции был рассмотрен широкий круг вопросов искусствознания, философии, культурологи, психологии, педагогики, социологии. Основные направления в работе конференции касались магистральных тенденций современного гуманитарного пространства и их влияния на становление духовности Государства, взаимодействия искусствознания и различных областей культурологи, психологии, философии. Рассматривались проблемы методологии искусства, психологии искусства и пр.

    Обсуждался широчайший круг вопросов. Учёные разных областей знаний представили регионы России от Красноярска до Краснодара, от Урала до Калининграда, а также в конференции приняли участие специалисты различных научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений Украины, Италии, Израиля, Азербайджана.

    БФУ им. И. Канта представляла на конференции аспирант кафедры общей психологии, факультета психологии и социальной работы Е. С. Кошелева (научный руководитель – доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии и социальной работы И. Н. Симаева). Устный доклад «Развитие творческих способностей в русле идей современных психологических концепций» был с интересом встречен научным сообществом, в рамках доклада были не только освещены ведущие отечественные и зарубежные новейшие психологические теории, способные служить серьёзной методологической основой методическим конструкциям в педагогической практике художественного образования, но и поставлен акцент на необходимости обращения к подобным теориям в свете происходящих в художественном образовании реформ.

    О реформах ДШИ, в частности, о необходимости междисциплинарного сотрудничества, о создании института, имеющего, в первую очередь, интеллектуальные мощности для осуществления подобных реформ говорил в своём устном выступлении Мэтр российской музыкальной педагогики, доктор искусствоведения, профессор, руководитель Научно-исследовательского и методического центра Центральной музыкальной школы (колледжа) при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского М. М. Берлянчик. Его доводы вызвали продолжительную, эмоциональную, живую дискуссию.

    Кульминационным моментом в работе конференции стала демонстрация документального фильма А. М. Райкина «Марш энтузиастов».

    А. М. Райкин – руководитель творческих мастерских факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, театроведческого факультета ГИТИСа, шеф-редактор службы информационного вещания телеканала «Россия-Культура», Действительный член Евразийской академии телевидения и радио. Фильм Райкина не оставил равнодушным никого из присутствующих. Сквозь призму повседневной жизни «обычных» людей, запечатлённой через объектив камеры, Мастер видит то, что не видит, выражаясь словами У. Найссера, «наивный наблюдатель», затрагивает самые тонкие душевные струны, поднимает целый пласт философских проблем человеческого бытия.

    Большой интерес вызвала развёрнутая лекция с музыкальными иллюстрациями профессора Ш. Рухмана (Италия), которая была посвящена творчеству композитора Шарля Валентина Алькана, одного из самых загадочных пианистов XIX столетия. Современник Листа, друг Шопена, он стоит особняком от основных направлений романтизма, гениальный пианист, затворник, не желающий соприкасаться с внешним миром. Забытый при жизни, неоднозначный, абсолютный новатор, сказавший в своей музыке то, что через 100 лет лейтмотивом будет пронизывать музыку Шостаковича и Прокофьева, Алькан снова появляется в репертуаре музыкантов второй половины XX века.

    Концерт-лекция профессора Рухмана, страстно увлечённого музыкой Алькана, была направлена на привлечение внимания научного искусствоведческого сообщества к несправедливо забытому творчеству гениального композитора, что, возможно, приведёт к пересмотру всей исторической картины музыки XIX – XX веков.

    На конференции в большом количестве были представлены искусствоведческие архивные документы, представляющие особый интерес, и заставляющие по-иному взглянуть на исторические факты. Одним из ярчайших примеров стал доклад доктора искусствоведения, профессора Российского государственного педагогического университета им. Герцена В. А. Гуревича, посвящённый русской музыке XVIII века.

    Инновационность научной мысли часто обеспечивается обращением к инструментарию, к методам других наук, к междисциплинарным исследованиям. Подобное взаимопроникновение, например, освещённое в докладе доктора искусствоведения, профессора, заведующего кафедрой истории и теории исполнительского искусства факультета мировой музыкальной культуры ГКА им. Маймонида Г. Р. Консона, послужило средством выявления сложных механизмов противоречивости восприятия полотен И. Босха и П. Брейгеля. За расшифровкой картин исследователь обратился к методу психологического анализа художественных произведений, применённого Л. С. Выготским. Работа Выготского «Психология искусства», опубликованная первый раз в 1965 году (т.е. почти через 40 лет после её написания!), до сих пор не теряет своей актуальности.

    Сборник статей участников с материалами Международной научной конференции «Искусствознание и гуманитарные науки современной России. Параллели и взаимодействия», насчитывающий более 60 авторов, передан в дар библиотеке БФУ им. Канта.

    Подобная конференция – прекрасный пример междисциплинарного сотрудничества, которое даёт возможность комплексного подхода в решении проблем современного общества, культуры, образования.