У нас новая версия сайта. Сейчас сайт работает в тестовом режиме, ведутся технические работы.
На прежнюю версию сайта вы можете перейти по ссылке - old.kantiana.ru. Ваши правки и предложения мы рады будем получить через Интернет-приемную Центров социальных коммуникаций

Сайт работает в тестовом режиме!
Прежняя версия сайта - old.kantiana.ru.
Направить предложения по улучшению

  • Вернуться к разделам
  • Новости

    29 Декабря 2011
    Начало работы федерального университета: первые итоги

    Уходящий год - особая веха в истории вуза. В этот год мы начали реализацию Программы развития федерального университета, утвержденную Правительством РФ. Любой мог ознакомиться с текстом программы развития и с ее плановыми показателями, по выполнению которых наш учредитель будет судить о том, как мы развиваемся.

    - В конце декабря исполняется ровно год, как распоряжением Правительства РФ наш вуз стал федеральным. Андрей Павлович, как бы вы прокомментировали итоги деятельности нашего университета в 2011 году?

    Уходящий год - особая веха в истории вуза. В этот год мы начали реализацию Программы развития федерального университета, утвержденную Правительством РФ. Любой мог ознакомиться с текстом программы развития и с ее плановыми показателями, по выполнению которых наш учредитель будет судить о том, как мы развиваемся.

    В этом году на модернизацию университета выделены большие средства – 1 млрд. руб., но финансирование пришло только летом. Деньги надо было использовать уже в этом году и сделать это максимально эффективно. И сегодня, когда до нового года осталось всего несколько дней, могу констатировать, что мы достаточно успешно выполнили все задачи, поставленные ПР на 2011 год.

    Хочу представить лишь некоторые количественные показатели. Главной задачей в этом году мы посчитали для себя мобилизацию преподавателей и сотрудников для работы над проектами.

    В итоге было реализовано 293 проекта различного уровня, в них задействовано 832 наших сотрудника, 67% из которых – преподаватели. Это практически 50% от общего состава ППС университета. 247 преподавателей прошли повышение квалификации в ведущих научных российских и европейских центрах. 289 человек воспользовались возможностью изучать иностранные языки в рамках Программы развития на бесплатной основе. в среднем Более чем на 70 % вырос уровень доходов у преподавателей, участвующих в реализации проектов, хотя уровень дифференциации оказался очень высоким в зависимости от специфики проекта.

    В библиотеке университета в этом году приобретен доступ к полнотекстовым версиям почти 20 тысяч научных журналов и около 1,5 миллионов текстов магистерских и докторских диссертаций, а также к уникальным наукометрическим ресурсам, которые ежедневно индексируют свыше 30 тысяч научных изданий по всему миру. Фактически для научных разработок в университете уже сейчас создана информационная база на уровне ведущих российских и ряда зарубежных университетов.

    Большое внимание было уделено созданию новых образовательных программ (ОП). 32 ОП были внедрены в этом году, а доля магистерских программ в университете увеличилась до 30%. Важно, что мы получили отзывы внешних экспертных организаций по каждой из ОП. Конечно, не все проекты получили высокую оценку, однако многие ОП признаны экспертами как соответствующие европейским требованиям.

    Реализация образовательных и научных проектов потребовала усилий не только наших сотрудников и преподавателей. Свыше 70 человек из других вузов и академических институтов мы смогли привлечь для работы над проектами на временной основе, 47 человек были приглашены в университет на постоянную работу, среди них целая группа специалистов в области прикладной математики. Они стали ядром НИИ прикладной информатики и математической геофизики, коллектив уже выиграл большой грант на научную работу. Кроме того, есть планы их привлечь для преподавания в университете и в создающемся физико-математическом лицее.

    Быстро развивается лабораторная база университета. За короткий срок закуплено высококлассное научное оборудование на 300 млн руб. Оно ориентировано, прежде всего, на реализацию приоритетных направлений развития университета.

    Естественно, мы не можем развиваться без обновления нашей инфраструктуры. В настоящее время идет ремонт свыше 10 000 кв. м площадей университета на общую сумму 350 млн. руб. Это очень большая и сложная работа, поскольку она проходит параллельно с учебным процессом. Мы благодарны студентам и преподавателям за понимание тех трудностей, без которых невозможно сделать эту работу качественно.

    Впервые мы вкладываем очень много средств в модернизацию наших общежитий. К сожалению, мы не можем в короткие сроки построить новые, но реконструкция существующих площадей позволит значительно улучшить условия проживания студентов, аспирантов и многих преподавателей. Эта работа будет продолжена далее.

    Мы многое сделали и для развития факультетов. Самый молодой и самый сложный с точки зрения развития инфраструктуры наш факультет - медицинский – получил в этом году новый учебно-лабораторный корпус. В нем располагается анатомический театр, без которого невозможно полноценное функционирование факультета.

    Развивается социальная инфраструктура университета: была создана университетская поликлиника, полноценное функционирование которой начнется уже в ближайшее время. Программа развития поставила перед нами задачу присоединения к университету двух колледжей: технического и градостроительного. Сегодня созданы все предпосылки, чтобы уже в следующем году колледжи стали органичной частью университета.

    Тем не менее первый год работы федерального университета выявил ряд трудностей и даже проблем. Первое - увеличение нагрузки на ряд наших структур, в т.ч. административных. В следующем году мы уделим большее внимание реорганизации системы управления университетом, прежде всего, перераспределению функций. Второе - не соответствующая современным требованиям структура университета. Сейчас мы готовим материалы, которые станут основой для модернизационного проекта перехода на институтскую систему. Третий, и, наверное, главный вызов – необходимость широкого и глубокого вовлечения преподавателей в процесс реализации программы развития. Это непросто, уже сейчас наблюдается определенная дифференциация – кто-то активно участвует, тратит силы, и таких мы материально стимулируем, а кто-то стоит в стороне.

    Те перемены, которые происходят в университете, может быть, не сразу заметны, но они существенны. Высокую динамику изменения всех сфер университетской деятельности отметили прибывшие с целью проверки хода реализации Программы развития эксперты Министерства образования и науки РФ – Леонид Абрамович Вайсберг, член-корреспондент РАН, президент научно-производственной корпорации «Механобр», и Владимир Александрович Беспалов, первый проректор Московского государственного института электронной техники (МИЭТ). Мне как ректору было приятно услышать высокую оценку уровня развития федерального университета в первый год его существования.

    Следующий год будет непростым по многим причинам. Мы все ощущаем сложности в глобальном масштабе, они отражаются и на нас. Ожидаются существенные изменения в Правительстве РФ. Не исключено, что изменения затронут и Министерство образования и науки РФ и, соответственно, федеральные вузы. Хотелось бы, чтобы все эти трансформации не изменили политику поддержки научно-исследовательских и федеральных университетов страны, хотелось бы, чтобы политика в сфере модернизации образования и науки была последовательной. Также я очень надеюсь на то, что региональная поддержка высшего образования останется на прежнем высоком уровне.

    В заключение хочу поблагодарить весь наш коллектив за преданность университету, науке, образованию. В новый год мы вступаем с новыми силами, новыми проектами, надеждами на развитие. Желаю всем нам крепкого здоровья, счастья, душевного покоя, мира, семейного благополучия, оптимизма и стойкости. Пусть новый год принесет радость и тепло в каждый дом!

    О Программе развития

    Дедков Виктор Павлович, д. биол. н., профессор, декан факультета биоэкологии: «С моей точки зрения, уже первые результаты Программы развития очень эффективны. Во-первых, наш проект позволил значительно улучшить материально-техническое обеспечение на факультете. Мы закупили высококлассное лабораторное оборудование для исследования микрофлоры почвогрунтов, дооснатили лабораторию микробиологии. Это позволяет нашим аспирантам, докторантам и преподавателям вести научную работу на новом, качественном уровне. Во-вторых, значительно улучшилось материальное положение преподавателей, а это является важным стимулом для дальнейшей исследовательской работы».

    Шульгин Владимир Николаевич, д. ист. н., доцент кафедры специальных исторических дисциплин и региональной истории: «Программа развития дает преподавателям университета уникальную возможность творческого роста. Так, например, я подал заявку на повышение квалификации в одном из лингвистических центров Франции с целью изучения французского языка, необходимого мне для исследовательской работы по теме «Восприятие русской духовности и культуры на Западе». Я уже владею английским и немецким, но изучение французского языка важно для меня, так как именно Франция является квинтэссенцией Запада со всеми его положительными и отрицательными сторонами. Рекомендую всем коллегам использовать возможности Программы развития, ведь под лежачий камень вода не течет…».

    Брюшинкин Владимир Никифорович, д. философ. н ., заведующий кафедрой философии и логики: «Программа развития федерального университета стимулирует к порождению новых содержательных идей в развитии нашего образования, в частности новых образовательных программ. Предлагаемые проекты могут действительно изменить университет, если поддерживать творческие, нестандартные начинания и людей, способных их осуществить. Но именно это и трудно, потому что новые идеи и творческие люди плохо встраиваются в схемы, успешно работающие в наших (часто бюрократических) условиях».

    Шпилевой Андрей Алексеевич, к. физ-мат. н., заведующий кафедрой телекоммуникаций: «Благодаря реализации программы развития физико-технический факультет получил возможность выйти на качественно новый уровень. Ощутимые результаты достигнуты уже по истечении первого года. Стажировки в ведущих научных центрах, приглашение для обмена опытом специалистов мирового уровня, оснащение лаборатории новейшей техникой позволяют нам по ряду направлений перейти на лидирующие позиции среди российских вузов. Существенно расширился спектр магистерских программ. Преподавательский коллектив стал более активным. Повысился интерес к исследовательской и учебно-методической работе. Растёт число сотрудников, участвующих в программе развития. Среди них всё больше молодых людей. Формируется мнение, что трудиться на физ-техе стало не только интересно, но и престижно».

    Боярская Елена Леонидовна, к.ф.н., доцент кафедры теории и практики перевода:

    В 2011 году факультет лингвистики, кафедра теории и практики перевода принимала участие в реализации целого ряда проектов в рамках программы развития БФУ им. И.Канта: разработка основной образовательной программы по конференц-переводу, некольких программ для системы дополнительного профессионального образования (синхронный и устный последовательный перевод, программы подготовки к сдаче экзаменов на международные сертификаты), проект по переводу и распространению трудов учёных БФУ им. Канта и др. Для каждого из 24 участников реализации проектов этот год стал особым. Была разработана уникальная программа подготовки магистров в области конференц-перевода. Созданию программы предшествовала серьёзная подготовительная работа, стажировки в ведущих вузах Европы - Болонском университете, университетах Гейдельберга и Лондона, центре подготовки переводчиков университета Турку. Участие в программе развития, вне всякого сомнения, способствовало повышению мотивации преподавателей, росту их творческого потенциала, стремлению более активно внедрять инноваций в процесс обучения и проведение прикладных исследований. Программа развития БФУ им. И.Канта ставит перед нами высокие цели, достижение которых, как показал этот год, способствует движению вперёд как университета в целом, так и всех участников программы.