У нас новая версия сайта. Сейчас сайт работает в тестовом режиме, ведутся технические работы.
На прежнюю версию сайта вы можете перейти по ссылке - old.kantiana.ru. Ваши правки и предложения мы рады будем получить через Интернет-приемную Центров социальных коммуникаций

Сайт работает в тестовом режиме!
Прежняя версия сайта - old.kantiana.ru.
Направить предложения по улучшению

  • Вернуться к разделам
  • Новости

    13 Октября 2011
    Образование на пути демократизации

    Круглый стол «Современные стратегии образования и воспитания», проводимый в рамках V Балтийского образовательного форума «Национальные и глобальные модели современных университетов», был посвящен важной теме определения путей развития и взаимодействия университетского и довузовского образования в России и Европе на современном этапе.

    Круглый стол «Современные стратегии образования и воспитания», проводимый в рамках V Балтийского образовательного форума «Национальные и глобальные модели современных университетов», был посвящен важной теме определения путей развития и взаимодействия университетского и довузовского образования в России и Европе на современном этапе. Участники круглого стола представили свое видение актуальных проблем образования и воспитания, противоречий, с которыми сталкивается высшая и средняя школа на пути демократизации в условиях глобализации. Куратор круглого стола Наталья Юрьевна Никулина, директор Института современных образовательных технологий БФУ им. И. Канта указала на необходимость создания новой модели взаимодействия участников образовательного процесса: «Так как современные первоклассники и первокурсники учатся по новым образовательным стандартам, требуется смена приоритетов в воспитании, о чем и пойдет речь на заседании круглого стола».

    В работе круглого стола приняли участие российские и зарубежные специалисты в области образования, преподаватели, сотрудники, аспиранты, магистранты, студенты университета, руководители и педагоги школ, дошкольных образовательных учреждений. С российской стороны в дискуссии приняли участие Алексей Силанов, зам. главы администрации по социальным вопросам городского округа «Город Калининград»; Наталья Строганова, начальник отдела модернизации образования Министерства образования Калининградской области; Галина Лисичкина, зам. начальника управления общего образования Комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград». Почетными зарубежными гостями стали Кристина Цитен, академический директор Центра педагогических практик Кильского университета им. Х. Альбрехта, Уве Амтор, консультант Института педагогики естественнонаучного образования Кильского университета им. Х. Альбрехта, депутат двух созывов Парламента земли Шлезвиг-Гольштейн, Эгиль Кергорд, почетный директор Молодежной школы города Гьерильда (Дания).

    Наталья Юрьевна Никулина отметила важность этой встречи и участие в работе круглого стола молодых педагогов, аспирантов, магистрантов, студентов: «Ведь за ними Будущее российского образования, педагогам, участникам Форума доверено самое ценное: обучение и воспитание детей».

    Алексей Силанов отметил необходимость сопровождения процесса модернизации образования на всех ступенях, важность интеграции теории и практики, российского и зарубежного опыта, а также выразил уверенность, что результаты работы круглого стола будут значимы для городской системы образования.

    Наталья Строганова также обратила внимание участников круглого стола на необходимость интеграции всех ступеней образования: «Важно, что здесь сегодня присутствуют и участвуют педагоги всех ступеней образования: от детского сада до высшей школы, ведь без этого невозможно выстроить модель взаимодействия всех участников образовательного процесса. Отрадно, что в работе круглого стола принимают участие не только сотрудники образовательных учреждений, но и будущие кадры – бакалавры, магистры педагогики».

    С целью детального обсуждения дискуссионных тем работа общего круглого стола прошла в рамках заседаний малых круглых столов: «Демократия в педагогическом общении. Как организовать настоящий диалог в классе», «Практика экологического воспитания дошкольников», «Система образования Германии».

    В ходе дискуссии особый интерес у участников встречи вызвали выступления зарубежных специалистов. Доцент кафедры образовательных технологий ИСОТ Светлана Шпилевая отметила, что «крайне важно вводить в образовательные учреждения основы демократии, опираясь на 150-летний опыт Дании, который был представлен и наглядно продемонстрирован Эгилем Кергордом». Демократическая школа предусматривает переход власти и полномочий от педагогического состава к обучающимся. Причем, это касается как решений относительно функционирования учебного заведения в целом, так и того, чему и как учить. Эгиль Кергорд особо подчеркнул, что «каждого ребенка, школьника, студента необходимо научить принимать активное участие в диалоге. Если не научить человека выражать свое мнение, тогда им будут манипулировать другие». Именно поэтому учителю важно овладеть техниками, способствующими обучению ребят высказывать собственную точку зрения, мнение, предложение. Этот процесс потребует достаточно больших затрат времени и адекватных педагогическим ситуациям технологий. Каждый участник круглого стола Эгиля Кергорда получил возможность принять участие в тренинге и почувствовать, что его голос, мнение, идеи могут быть услышаны и учтены сообществом при решении коллективных задач. А это и есть один из результатов демократического взаимодействия.

    Отметили российские специалисты и педагогическую программу Уве Амтора, которая способствует развитию мышления и воображения детей, содействует раннему формированию у них основ базовых естественнонаучных знаний. Сам гость признался, что «он по призванию – учитель, и много лет наблюдает за тем, как искренне радуются взрослые, участвуя в детских экспериментах».

    Основными результатами работы круглого стола стали решения о дальнейшем знакомстве с зарубежными системами образования в рамках апрельской конференции «Инновации в образовании. Российский и Европейский взгляд», о разработке тезаураса основных понятий, используемых в педагогических системах России и зарубежных стран. О подготовке совместно с Кильским университетом им. Х. Альбрехта учебного пособия по подготовке студентов к педагогической практике , о проведении на базе БФУ им. И. Канта в 2012 году Летней школы для молодых учителей, студентов, к участию в которой планируется пригласить ведущих специалистов из России и Европы.