Методология глобальных рейтингов

При составлении рейтингов используются разные подходы с использованием различных количественных и качественных методик. Основное внимание при составлении рейтингов уделяется такому критерию, как «результаты исследования». Это связано с тем, что, по мнению большинства западных экспертов, именно научные исследования служат одним из важнейших показателей работы вузов, поскольку научная работа напрямую связана с качеством высшего образования. По этому критерию анализируемые показатели более или менее сходны, тогда как по остальным критериям такого единства не наблюдается.

Основные критерии ранжирования университетов:

Результаты исследований

РейтингПоказательДоля, %
ARWU Количество статей, опубликованных в журналах Nature и Science 20
Количество статей с высокими индексами цитирования в изданиях по естественным и социальным наукам 20
QS-THES Число упоминаний вуза академическим сообществом 40
Webometrics Число страниц и ссылок на сайт вуза, полученных с использованием специализированной поисковой системы Google Scholar (для поиска научных трудов, представителей научного сообщества и т.п. 15
Число “ценных» файлов, размещенных на сайте 15
Тайваньский рейтинг Число статей за последние 11 лет (1997-2007) 10
Число статей за текущий год (2007) 10
Число цитирований за последние 11 лет (1997 – 2007) 10
Число цитирований за последние 2 года (2006 – 2007) 10
Среднее число цитирований за последние 11 лет (1997 – 2007) 10
Н-Индекс за последние 2 года (2006 -2007) 20
Число высокоцитируемых статей за 11 лет (1997-2007) 15
Число статей в высокоцитируемых журналах в последний год (2007) 15

Качество образования

РейтингПоказательДоля, %
ARWU Общее число выпускников вуза, получивших Нобелевскую премию или медаль Филдса 10
QS-THES Соотношение числа сотрудников и числа студентов вуза 20
Число упоминаний вуза профессиональными рекрутерами 20
Webometrics -
Тайваньский рейтинг -

Уровень преподавателей

РейтингПоказательДоля, %
ARWU Общее число работников вуза, получивших Нобелевскую премию или медаль Филдса 20
Число часто цитируемых исследователей работающих в 21 предметной области 20
QS-THES Соотношение индекса цитируемости и числа сотрудников вуза 20
Webometrics Число уникальных внешних ссылок на страницы сайта университета через поисковые системы Yahoo Search, Live Search и Exalead 50
Тайваньский рейтинг -

Академическая производительность

РейтингПоказательДоля, %
ARWU Показатель, определяемый как отношение суммарного количества баллов по остальным индикаторам к численности академического персонала полного рабочего дня 10
QS-THES -
Webometrics -
Тайваньский рейтинг -

Интернационализация

РейтингПоказательДоля, %
ARWU -
QS-THES Доля иностранных сотрудников вуза 5
Доля иностранных студентов вуза 5
Webometrics -
Тайваньский рейтинг -

Размер Интернет-пространства

РейтингПоказательДоля, %
ARWU -
QS-THES -
Webometrics Число страниц сайта, покрываемых поисковыми системами Google, Yahoo, Live Search и Exalead 20
Тайваньский рейтинг -

Медиа-рейтинги основаны на составлении турнирной таблицы, в которой каждому университету присваивается определенный ранг. Результаты ранжирования могут быть разными. Существует большая разница между результатами, полученными путем сравнения таких показателей качества образования, как использование числа выпускников университетов, которые заработали Нобелевские премии, (Шанхайский рейтинг) и отношения студент / преподаватель (рейтинг THES). И результат будет выглядеть несколько иначе, если присвоить показателю научной продукции вес 20% (в рейтинге THES) или 40% (Шанхайский рейтинг). И, тем не менее, такие рейтинговые списки оказывают значительное влияние на оценку качества высших учебных заведений.

Типы и качество данных, используемых при оценке образовательной деятельности, также могут различаться. В Шанхайском рейтинге используются объективные данные, которые можно измерить количественно. В свою очередь рейтинг THES в значительной степени зависит от субъективных оценок экспертов. Качество определяется на основе субъективных критериев, применяемых для всех вузов, независимо от того, как определены их цель и миссия. Затем результаты представляются в турнирной таблице, что свидетельствует о высокой степени точности измерений. Такая точность, однако, не может быть реально достигнута. Обещания адекватного и точного измерения качества университета с помощью методик разнообразных учреждений оказываются невыполнимыми.

В 2004 году для решения многих методологических проблем международного рейтинга была основана Группа экспертов Европейским центром по высшему образованию (ЮНЕСКО-СЕПЕС) и Институтом политики высшего образования в Вашингтоне, округ Колумбия, которая составила Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений:

http://www.che.de/downloads/Berlin_Principles_IREG_534.pdf

Источники: http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/973, http://www.universityrankings.ch/en/