Региональный фокус рейтинговых списков

Национальные, международные и глобальные рейтинги

Списки рейтингов изначально составлялись с учетом национального уровня, сравнение университетов или конкретных видов деятельности университета проходило в рамках четко определенной политической и культурной области.

Наряду со сравнениями вузов отдельных стран и регионов началось составление так называемых глобальных рейтингов, в которых друг с другом сопоставляются лучшие вузы мира. Глобальные рейтинги — это явление XXI в. В 2003 г. Институт высшего образования (Institute of Higher Education) Шанхайского университета (Shanghai Jiao Tong University) впервые опубликовал рейтинг 500 ведущих вузов мира. В 2007 г. Шанхайский рейтинг, как его теперь называют во всем мире, был составлен уже в пятый раз. В 2004 г. вышел первый ежегодный рейтинг специализированного приложения газеты Times (Times Higher Education Supplement, QS0THES). Также с 2004 г. был запущен испанский проект Webometrics — глобальный рейтинг, в который включены почти 4000 вузов мира. Позднее свой глобальный рейтинг стал публиковать журнал Newsweek International. В 2007 г. был составлен рейтинг научной деятельности тайваньского Совета по оцениванию и аккредитациив сфере высшего образования (Higher Education Evaluation and Accreditation Council Taiwan).

Глобальные рейтинги вузов изучают абитуриенты, желающие получить образование за рубежом; руководители ведущих учебных заведений мира; представители национальных министерств и ведомств; сотрудники международных организаций. В условиях глобализации и интернационализации высшего образования международные рейтинги становятся более важным инструментом оценки, чем национальные. Формируется узкое профессиональное сообщество, члены которого занимаются составлением глобальных рейтингов, складываются традиции международных форумов по их обсуждению. В частности, с 28 октября по 3 ноября 2007 г. состоялись Вторая конференция университетов мирового уровня (WCU02) и третья встреча Международной экспертной группы по ранжированию (IREG03) в Шанхае.

Недостатки глобальных рейтингов

Необходимость сравнительной информации в международном масштабе связана с целым рядом сложностей. Во-первых, насколько объективной и адекватной является информация, заложенная в международных и глобальных рейтингах, основанных на разных критериях сравнения разных университетов. Во-вторых, помимо различий, которые лежат в структуре и стратегии самих университетов, существует серьезная проблема имеющейся статистической информации на международном уровне. Это относится к данным о студентах и преподавателях, к процессам преподавания и обучения, к результатам обучения, а также к поощрению молодых исследователей и результатов их работы.

Кроме того, существует серьезная проблема интерпретации статистической и другой информации в различных институциональных, политических и культурных условиях. Степень самостоятельности в управлении университетом может значительно различаться между различными системами. Разной может быть степень свободы в выборе студентов, объем финансовых средств, который зависит от правового статуса и миссии университета, а также общий количественный показатель университетов в той или иной стране, их стремление выйти на международный уровень.

Таким образом, рейтинговые значения вузов в глобальных рейтингах в большей степени зависят от методики их составления, чем от реальных процессов, происходящих сегодня в мировой системе высшего образования. Именно поэтому результаты различных глобальных рейтингов слабо коррелируют друг с другом.

При этом ранговые значения российских вузов в глобальных рейтингах не отражают значимых тенденций в развитии отечественного образования и его место в мире. По некоторым показателям российские вузы (в частности, МГУ) превосходят лучшие вузы США. Общий итоговый результат рейтинга является достаточно противоречивым показателем, поскольку по разным позициям характеристики лучших российских вузов существенным образом различаются.

Кроме того, содержательная интерпретация глобальных рейтингов в значительной степени зависит от тех показателей, значения которых возможно собрать по всей совокупности исследуемых вузов. Существующие рейтинги слабо увязаны с такой интегральной характеристикой образования, как качество. В них качество образования если и рассматривается, то только в каких-либо частных аспектах. При этом общей оценки качества образования в лучших вузах мира не дается.