Times Higher Education Supplement (THES)

Сайт - Times Higher Education Supplement (THES)

Рейтинг специализированного приложения к газете Times - Times Higher Education Supplement (THES), впервые был опубликован в 2004 году. Методика составления рейтинга в значительной степени сходна с процедурой выработки Шанхайского рейтинга. Для подсчета рейтингового значения используются аналогичные процедуры, однако существенные отличия наблюдаются в содержательной интерпретации рейтинга, в перечне включаемых в него показателей и процедуре нормирования значений показателей.

Рейтинг QS-THES предназначен прежде всего для студентов. Однако составители не забывают и о других целевых аудиториях: студенты должны быть подготовлены для поиска лучших образовательных программ за рубежом, фирмы заключают контракты на проведение исследований по всему миру, повышается академическая мобильность. Конкретной содержательной интерпретации рейтинга QS-THES в выпусках приложения к Times не представлено.

Рейтинг QS-THES составляется также с учетом шести показателей . Первые два показателя рейтинга QS-THES — Peer Review и Recruitment Review — подсчитываются в ходе опросов деятелей науки и профессиональных рекрутеров разных стран. По мнению самих составителей рейтингов, показатель Peer Review — стандартный способ определения качества работы академических сотрудников вуза. Таким образом, интерпретация этого отдельно взятого показателя близка к общей содержательной интерпретации Шанхайского рейтинга: вузы рассматриваются прежде всего как организации, аккумулирующие деятелей науки.

Показатели и вес в рейтинге THES

Показатель Критерий Индикатор Вес индикатора
2004 2005-2009
Peer Review Международная репутация университета Число упоминаний вуза академическим сообществом 50% 40%
Recruitment Review Международная репутация среди рекрутеров Число упоминаний вуза профессиональными рекрутерами - 10%
Citation/ Faculty Международные исследования воздействия Соотношение индекса цитируемости и числа сотрудников вуза 20% 20%
Faculty/ Student Качество преподавания Соотношение числа студентов и сотрудников вуза 20% 20%
International Students Международное мировоззрение Доля иностранных студентов вуза 5% 5%
International Faculty Международное мировоззрение Доля иностранных сотрудников вуза 5% 5%

Показатель Recruitment Review отражает результаты образования с точки зрения его привязки к рынку труда. Респондентов, представляющих различные компании из разных стран, просят назвать те вузы, из которых они отбирают сотрудников. Составители рейтинга считают, что этот выбор более или менее свидетельствует о качестве студентов, обучающихся в вузе, и отражает качество образовательного процесса. Этот показатель теснейшим образом связан с полнотой удовлетворения потребностей работодателей, однако на него существенным образом влияет объем выборки. В частности, в 2006 г. были опрошены всего 756 рекрутеров. Еще два показателя — InternationalStudentsи International Faculty — связаны с интернационализацией высшего образования. Эти показатели призваны характеризовать степень включенности вуза в глобальную систему высшего образования, однако качество ответов представителей вузов на вопросы составителей рейтинга и сопоставимость данных вызывают сомнение. Важным показателем рейтинга QS-THES является Faculty/Students — число сотрудников вуза в расчете на одного студента. Составители рейтинга предполагают, что этот показатель отражает возможное внимание, которое получит студент], однако они не учитывают качественные характеристики этого внимания.

Последний показатель, включаемый в рейтинг QS-THES, связан с уже рассматривавшимися индексами цитирования. Показатели этого типа учитываются и при составлении Шанхайского рейтинга, поэтому мы не будем останавливаться на анализе показателя Citation/Facultyболее подробно. Для получения итогового результата (рейтингового значения по вузу) составители рейтинга QS-THES используют аддитивную свертку, т.е. суммируют отдельные показатели с учетом их весовых коэффициентов. Таким образом, итоговая формула подсчета рейтинга выглядит следующим образом:

Q= 0,4 PR+ 0,1 RR+ 0,05 IF+ 0,05 IS+ 0,2 FS+ 0,1 CF,

где

  • Q — значение результирующего показателя (рейтинга) для j0го вуза;
  • PR — число упоминаний вуза академическим сообществом;
  • RR — число упоминаний вуза профессиональными рекрутерами;
  • IF — доля иностранных сотрудников вуза;
  • IS — доля иностранных студентов вуза;
  • FS — соотношение числа студентов и сотрудников вуза;
  • CF — соотношение индекса цитируемости и числа сотрудников вуза.

В итоговый вариант рейтинга QS-THES включаются около 200 вузов мира, в расширенную версию — более 500 вузов. В рейтинге QS-THES используется смешанная форма представления результатов: каждому вузу из числа первых 200 присваивается итоговое рейтинговое значение, а остальным — только ранги без указания каких-либо количественных значений. В презентационный файл рейтинга включены следующие данные: ранг вуза, его ранг в предыдущем году, название вуза, страна, нормированные значения шести показателей и итоговое нормированное значение (рейтинг). Все показатели рейтинга QS-THES нормируются с использованием стандартной процедуры Z-агрегирования, далее максимальное значение приравнивается к 100 баллам.

Источник: И.А. Артюшина, В.А. Шутилин: Глобальные рейтинги на повестке дня