Новости

01.11.2012

И.В. Кабашкин: «Понятие стандартов – это умирающее понятие»

31 октября комиссия по общественно-профессиональной и международной аккредитации направления "Технология транспортных процессов" завершила свою работу. Впечатлением от процедуры оценки образовательной программы поделились эксперты - Кабашкин Игорь Владимирович, хабилитированный доктор наук, профессор, Президент Института транспорта и связи, Директор Института телематики и логистики, член технического комитета по транспорту и городскому развитию Европейской комиссии по сотрудничеству в области науки и прикладных технических исследований, член объединенного транспортного исследовательского центра OECD и ITF, Президент латвийской ассоциации развития транспорта и образования (город Рига, Латвия), и Солнцев Алексей Александрович, кандидат технических наук, доцент, декан факультета автомобильного транспорта ФГБОУ ВПО "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет" (город Москва).

Игорь Владимирович Кабашкин, имеющий богатый опыт участия в работе аккредитационной комиссии как в своем Институте, так и в вузах Литвы, Латвии и Польши, считает, что «выход на добровольную международную аккредитацию является одним из весомых индикаторов стремления вуза меняться, быть более динамичным в быстро меняющемся мире. Остается только приветствовать эти начинания. Надеюсь, наши рекомендации позволят успешно решить те задачи, которые сегодня стоят перед системой высшего образования не только в России, но и в мире в целом».

Алексей Александрович Солнцев, хорошо знакомый с процедурой государственной аккредитации, но впервые принявший участие по приглашению Аккредитационного центра в процедуре международной и общественно-профессиональной аккредитации в БФУ им. И. Канта, считает, что со временем образовательная система России придет к единому процессу аккредитации: «Если государственная аккредитация устанавливает соответствие образовательной программы государственным стандартам, то международная аккредитация, которая является добровольной, дает возможность интеграции образовательных программ в единое образовательное пространство Европы. Приняв на себя некоторые обязательства, в том числе и по Болонскому процессу, Россия одна из первых эти обязательства выполнила, но необходима еще большая работа по интеграции российской системы образования в европейское пространство. Со временем, я думаю, в России процедура аккредитации будет представлять собой единый процесс».

По словам экспертов, национальной аккредитации в Европе как таковой не существует, вузы проходят единую процедуру аккредитации, которая по определению является международной, поскольку в состав комиссии входит лишь один человек из национальных вузов. «Это единый процесс, который в Европе существует несколько десятилетий. Национальные центры аккредитации в Европе работают как внешние системы: результаты экспертизы становятся основой для рекомендаций Министерству образования для принятия тех или иных решений,- пояснил Кабашкин Игорь Владимирович. - Понятие стандартов – это умирающее понятие, они нужны были, когда речь шла о профессиональном образовании. Сегодня, когда речь идет о программах магистратуры и бакалавриата, докторантуры, которые должны адаптироваться к потребностям времени и открытой экономике, невозможно иметь стандарты по всем программам, тем более в небольшой стране, где сам вуз является монополистом. Поэтому только оценка на соответствие международным требованиям является фактором готовности вуза осуществлять подготовку соответствующих специалистов в условиях открытости рынка труда. Сегодня мы готовим специалистов не только для национальной экономики, ведь многие студенты уезжают за рубеж. Калининградский регион, окруженный странами Европейского союза, должен в особой мере уделять внимание соответствию международным требованиям в области высшего образования. Отработав здесь некоторые механизмы и поняв в какой степени переплетаются вопросы образования, науки в глобальном пространстве, можно будет пересмотреть традиционные подходы России к стандартизации своих внутренних программ в сторону адаптивности и приемлемости для восприятия мировым сообществом».

Международная аккредитация проводится на основе нормативных документов Европейского союза, поэтому модель соответствующей процедуры едина во всех вузах. Есть базовые принципы, соответствие которым устанавливается, но нет жесткой системы. Есть международные требования, связанные с доступностью информации для студентов, развитием научных направлений, уровень соответствия которым проверяют эксперты в ходе аттестации образовательных программ и дают рекомендации, которые призваны помочь вузу подтянуть слабые стороны и еще больше укрепить сильные. «Аттестуются не сами показатели качества, а наличие системы, способной поддерживать нужное качество. Отклонения могут быть, но если есть воспроизводство в части научной деятельности, студентов и преподавателей, то такая система принимается»,- отметил Кабашкин И.В. По словам экспертов, вуз, проходящий международную аккредитацию, должен особое внимание уделить направлениям своего развития, связанным с доступностью информации для студентов, использованием современных технологий, адаптацией к требованиям времени, развитием науки и индивидуализацией обучения.

По словам экспертов, комиссия в ходе проведения международной аккредитации в БФУ им. И. Канта, пришла к выводу, что университет имеет прекрасный потенциал, он готов сделать большой шаг в сторону интеграции с европейским сообществом. «Университет находится в самом начале пути, но потенциал здесь огромный»,- заметил Солнцев А.А. Среди основных направлений, на которые любой вуз, в том числе и Балтийский федеральный университет им. И. Канта, должен обратить внимание, как считает Алексей Александрович, это работа со студентами и исследовательская работа студентов.

По итогам проверки, направление "Технология транспортных процессов" получило достаточно высокую оценку экспертов. «У программы, которую мы аккредитовали, в университете замечательные перспективы, ведь регион сам по себе предопределяет вечный успех транспортных направлений. Приятно, что руководство факультета осознает стоящую перед всем мировым научным сообществом необходимость повышения эффективности за счет увеличения числа международных публикаций преподавателей, их участия в международных проектах. Мы видели документы, которые уже ориентируют и мотивируют коллег на факультетах на развитие именно этого направления»,- так оценил результаты проведенной аккредитации на факультете сервиса Кабашкин И.В.

Важными результатами проведенной международной аккредитации на факультете сервиса стали не только высокие оценки экспертов, но и подписание договора о сотрудничестве между БФУ им. И. Канта и Институтом транспорта и связи (Латвия), в рамках которого будут осуществляться обмен студентами, стажировки преподавателей и реализация совместных научных проектов.