В течение двух месяцев студенты Вышей школы образования и психологии и Высшей школы лингвистики реализовали свыше 50 авторских проектов в рамках Марафона инклюзивных практик, приуроченного к Международному дню инвалидов. Марафон инициирован Натальей Старовойт, заведующей лабораторией инклюзивного образования.
Будущие педагоги провели творческие мастер-классы с обучающимися школ-интернатов и воспитанниками специализированного детского сада. Многие проекты носили просветительский характер и были призваны привлечь внимание школьников к проблематике социальной и образовательной инклюзии.
В рамках Месячника белой трости — акции, приуроченной к Международному дню слепых — будущие педагоги провели встречи с обучающимися школ. Ребята знакомились с правилами инклюзивного этикета, ассистивными устройствами, которыми пользуются люди с нарушениями зрения, совершали привычные действия (например, расстегнуть и застегнуть молнию на куртке) без опоры на зрение. Также студенты провели цикл интерактивных занятий, посвященных Дню народного единства. Младшие школьники с удовольствием играли в народные игры, слушали народные сказки, песни малочисленных народов России.
Студенты 3 курса (профили «Дошкольное образование. Логопедическая деятельность») провели тренинг «Расширяем границы понимания инвалидности» со студентами младших курсов. «Путешествие по станциям» позволило участникам с иной точки зрения посмотреть на привычные вещи, поразмышлять о ценности человека с особенностями развития, приобрести новый социальный опыт.
Важной страницей в инклюзивной повестке университета стала публикация в октябрьском номере журнала «Кантиана-News» про студентку 4 курса Высшей школы образования и психологии Иванну Цыба. У девушки серьезные ограничения по зрению, но несмотря на это она активный участник конкурсов «Абилимпикс», «Профессиональное завтра», руководитель студенческого проекта «Инклюзивный диалог». Инициатива подготовки статьи принадлежит Ирине Колмогоровой, студентке 3 курса.
Интересные проектные решения представили студенты — будущие педагоги иностранного языка. Например, тактильная книга по теме «Одежда» на русском и немецком языках с использованием шрифта Брайля. Методические разработки уроков по английскому языку с включением материалов инклюзивной тематики (сказки, истории, интерактивные задания).
Важно, что студенты реализовали свои проекты не только на базе образовательных организаций (Ресурсных центров университета), но и на базе общественных организаций. Так, группа студенток 3 курса дошкольного образования приняла участие в информационно-образовательном мероприятии для людей с заболеванием сахарный диабет, посвященному Всемирному Дню диабета-2023, и провела серию мастер-классов для детей. Мероприятие было организовано Калининградской региональной общественной организацией «Дети-инвалиды, больные сахарным диабетом».
Наталья Старовойт, доцент ОНК «Институт образования и гуманитарных наук», заведующая лабораторией инклюзивного образования: | |
Участие студентов в подобной акции – действенный инструмент формирования soft skills и hard skills у будущих педагогов на этапе обучения в вузе. Работа в команде, поиск творческой идеи, ее доведение до готового продукта, публичное представление проекта — базовые навыки педагога XXI века. Учет особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на этапе проектирования и подготовки методического оснащения мероприятия, выстраивание коммуникации с участниками инклюзивного образовательного процесса – профессиональные компетенции современного педагога. Благодарю всех участников марафона за активность, креативность, инклюзивность, Вместе мы — сила! |
Вероника Селлер, студентка 3 курса направления «Педагогическое образование»: |
Это был очень интересный и уникальный опыт работы, я очень рада, что стала частью чего-то доброго, нужного и ценного. Мне бы хотелось, чтобы этот марафон стал доброй традицией нашего вуза, ведь насколько это важно дарить приобретенные знания другим. Отдельно спасибо хотелось бы сказать нашему руководителю — Наталье Васильевне Старовойт за ее неравнодушие и желание делать этот мир лучше. |
#инклюзия_в_ВУЗе
Ещё по теме
Личный кабинет для
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие